Первые два месяца автомобильных продаж принесли неожиданные результаты. Во-первых, рост в 23% превзошел прогнозы по рынку, во-вторых, появились новые лидеры. Если в прошлом году самым популярным иностранным брендом был Chevrolet, сейчас его место занял Nissan, до этого стабильно занимавший 5-6 позиции среди иномарок. Внутри японской марки также сменились лидеры: золото, которое стабильно брал Qashqai, перешло к неординарному Juke. Кроме того, в 2012 году все первые десять позиций рейтинга АЕБ заняли автомобили, собранные в России: вместо Daewoo Nexia в десятку вошел VW Polo, а упавшая «классика» освободила пространство для Renault Sandero.
Первые два места без сюрпризов заняли «Лады» Priora и Kalina, а вот Samara и «классика» сдают позиции, разместившись на 7 и 14 местах соответственно. Зато Lada Granta стартовала сразу с 13 позиции. В декабре, хоть и объявлялось начало продаж, клиентские машины к дилерам фактически не поступали, и только в этом году процесс пошел. Итог – более 7,5 тысячи проданных «Грант» за два месяца.
«Солярису» удалось сохранить лидерство среди иномарок: продано 16 480 автомобилей за два месяца, а это всего на 270 штук меньше, чем «Калин». Вслед за бестселлером Hyundai идет Ford Focus и новый Rio. Такова первая пятерка рейтинга. Здесь значительных перестановок не произошло.
Но стоит посмотреть на чарт брендов, а не отдельных моделей, изменения очевидны. Nissan сместил признанных лидеров – Renault, KIA, Hyundai, а прошлогодний чемпион Chevrolet пока только на пятом месте в общем зачете: «С одной стороны, у Nissan довольно интересный модельный ряд и привлекательные условия автокредитования. С другой – с начала года прошло всего два месяца, и лидеры прошлого года, возможно, еще не набрали темп. К тому же если вернуться год назад, то тогда Nissan тоже был среди лидеров. Да и сейчас отрыв от ближайшего преследователя исчисляется лишь сотней машин», – считает аналитик агентства «Автостат» Азат Тимерханов.
Весомый вклад в это продвижение, как обычно внес «Кашкай», но теперь его активно поддерживает Juke. Интересно, что оба кроссовера находятся во второй десятке рейтинга, и при этом марка вышла в лидеры. То есть сохраняется баланс: продажи держатся не на одном «имени», а формируются общими усилиями. Отметим, что на модели, попавшие в топ-25, приходится меньше половины реализаций марки.
«Nissan традиционно в январе-феврале запускает стимулирующие программы по автомобилям прошлого года выпуска, и в эти месяцы наблюдается большая активность покупателей. В этом году исключений не было, хотя по сравнению с началом 2011 года мы, безусловно, отметили существенный рост продаж, – комментирует руководитель направления Nissan крупного автокомплекса Иван Чернаев. – Nissan представлен широким модельным рядом, есть и такие автомобили, которые не предлагает ни один производитель. Вообще это отличительная черта компании – удивлять чем-то новым. Так, в свое время Nissan вышел на рынок с кроссовером Qashqai и занял пустую нишу. Сейчас выпустили Nissan Juke, который сразу выбился в лидеры. Причем он одинаково интересен водителям обоих полов. Если женщин Juke изначально привлекает неординарным дизайном и удобством для езды в городе, мужчины подходят к машине более практично и делают выбор по характеристикам двигателя, по дорожному просвету, по управляемости. На мой взгляд, Juke сейчас делит первое место среди автомобилей Nissan вместе с Qashqai. Что касается прогнозов на предстоящий год, то все говорят об этом очень осторожно: кто-то прогнозирует спад продаж, кто-то, наоборот, предвещает рост. Сложив эти факты и доводы, я думаю, мы должны сохранить уровень прошлого года. Кроме того, в конце 2012-го планируется запустить производство новой бюджетной модели, которая усилит позиции Nissan на рынке и станет достойным конкурентом Kia Rio и Hyundai Solaris».
Если Qashqai был интересен как порождение нового класса автомобилей и с тех пор сохраняет имидж практичной семейной машины, Juke берет своей эмоциональностью, не оставляя равнодушных. Одни умиляются: «дутенький, с витиеватым дизайном, милашка», вторые критикуют за пародийность и попытки создать «Skyline для блондинок». Но как бы ни отзывались об автомобиле, Juke – попадание в яблочко. Он для тех, кто устал от однообразных и похожих друг на друга машин.
«Nissan Juke ориентирован в первую очередь на молодую и активную аудиторию, которая и является ключевым потребительским сегментом рынка, – считает аналитик «Инвесткафе» Кирилл Маркин. – А в целом отрыв Nissan от ближайших «преследователей» минимален. При этом темпы роста продаж Hyundai позволяют говорить о том, что скоро корейский концерн переберется с третьего места на второе. То есть смена лидеров – это вопрос времени».
Кроме успешных рывков по ступеням топ-25, случились падения. Некоторые модели оказались на непривычно низких позициях. Например, Chevrolet Lacetti c 15 места спустился на 23, а Daewoo Nexia c 9 – на 18. Matiz вовсе исчез из этого списка, хотя в прошлом году находился на 17 позиции – как раз на ней укрепился Nissan Juke. И виной тому переходный период: склад прошлогодних моделей опустошили, а линейка-2012 еще не поступила в автосалоны.
Всего за два первых месяца продано более 361 тысячи автомобилей. Эксперты, несмотря на темпы продаж выше ожидаемых, не спешат менять свои прогнозы на год. Так, Ассоциация европейского бизнеса указала порог в 2,8 млн машин и пока придерживается этих цифр: «Первые два месяца на российском рынке сильно подвержены влиянию длительных отпусков и закрытию акций. Комитет считает, что еще слишком рано пересматривать прогноз. Результаты марта дадут нам более четкое представление об общей тенденции рынка», – заявил председатель Комитета автопроизводителей АЕБ Дэвид Томас.