«Областные программы по безопасности дорожного движения сегодня не работают. Раньше в каждом муниципальном образовании действовали такие программы, но теперь они не существуют. А годовая сумма, которая выделяется на каждую программу, – 50 тысяч рублей, – вообще никуда не годится». Эта реплика начальника управления ГИБДД УВД по Архангельской области Алексея Максимова оказалась, по сути, лейтмотивом недавнего заседания комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения. На дискуссии, развернувшейся в правительстве Архангельской области, все участники заявляли одну проблему за другой. Однако и статистические данные, и характеристики, которыми живописали руководители региональных министерств, главы муниципальных образований, представители Госавтоинспекции, лишь убеждали: безопасность на наших дорогах – явление по-прежнему неопределенное и недостижимое.
Несмотря на комплекс профилактических мероприятий, проведенных ГИБДД в минувшем году, рост дорожно-транспортных происшествий на начало года беспрецедентный. Человеческая составляющая автоаварий, согласно итоговому отчету Алексея Максимова, впечатляет еще больше: число погибших увеличилось на 114,3% (!), раненых – на 10,4%. Нет района, повседневную жизнь которого не взрывали бы ДТП. В целом автоаварийная картина такова: водители «не устают» сбивать пешеходов (плюс 50%, то есть каждое третье происшествие), дети серьезно страдают (плюс 23,3%), дела об административных правонарушениях не прекращаются (1834 – плюс 17%). Учитывая, что за первые два месяца 2012 года на областных трассах уже произошли 297 ДТП, статистические прогнозы начинают претендовать на очевидность.
С позиции главного автоинспектора региона, есть несколько способов предупреждения этой «очевидности». Во-первых, внедрение стационарных видеорегистраторов нарушений (помимо уже задействованных передвижных), не требующих присутствия сотрудников ГИБДД. Благодаря всевидящему оку полицейской технологии в течение прошлого года было выявлено 44 тысячи нарушений, наложено штрафов на сумму более 15 млн рублей. Во-вторых, штат сотрудников сократился на 210 человек, поэтому 20 тысяч транспортных артерий Архангельской области покрыть сегодня невозможно. Наконец, собственно профилактическое... даже не мероприятие, а учреждение: в борьбе с детским дорожно-транспортным травматизмом поможет автогородок. В Северодвинске такой образовательный центр давно функционирует, а в столице Поморья он до сих пор «бумажный». Цена вопроса – 9 млн 572 тыс. рублей.
Заместитель губернатора Роман Балашов – модератор заседания – заметил, что дорожная безопасность зависит в первую очередь от водителя. «В Москве выявили четкую зависимость тяжести травматизма от срока автоподготовки водителя, – сказал он полковнику Максимову. – При этом не нужно забывать о качестве и даже стоимости обучения в автошколе».
«Деятельность автошкол проанализирована, – заверил Алексей Иванович. – Подготовка экстернатом не отменена, но существенной разницы между молодыми водителями и водителями со стажем нет. Самостоятельная подготовка или автошкольная подготовка – не имеет значения. Здесь мы не сильно озабочены. Есть черный список автошкол, которые работают неудовлетворительно, но лицензиями мы не занимаемся».
«Нет разницы» и «не озабочены» – ответ получился, мягко говоря, обтекаемый. Если исследовательская работа проведена, то почему не прозвучали конкретные данные – в числовом ли, процентном ли эквиваленте – о качестве автоводительского образования в регионе?
Инициированный замгубернатора диалог с главой дорожной полиции области вполне логично повернул в медицинскую сферу безопасности. Случались ли у карет скорой помощи задержки при приезде на место ДТП в каком-либо районе? В глухом лесном уголке, дескать, скорую иногда вызвать можно – был бы сотовый. Однако мобильная связь есть не на всем протяжении дорог.
Максимов ничуть не смутился. Прежде всего, ответствовал начальник управления ГИБДД, на место ДТП приезжают сотрудники МЧС. Конечно, схема «до идеала не доведена, но по трассе М-8 нареканий нет». Что до сотовых коммуникаций, то, по словам министра промышленности, транспорта и связи Эрнеста Белокоровина, к 2015 году вся трасса будет покрыта мобильной связью.
«Чтобы сбить рост ДТП и создать позитивную динамику, нужен комплекс мер, – заключил Алексей Максимов. – Нужно обезопасить самого незащищенного участника дорожного движения – пешехода. Нужно обеспечить подход для пеших участников к пешеходным переходам, а то они с сугроба сваливаются! Чистить улицы, дороги. Мы привлекаем церковь – такое сотрудничество можно назвать информационной атакой, пытаемся всем миром поднимать проблемы. Рублем не получается, так информацией. И, конечно, нужно наладить работу с детьми в школах».
В последовавшем далее выступлении министра Белокоровина в качестве гарантов дорожной безопасности были названы системы ГЛОНАСС и GPS – используются-де весьма активно. На самом деле, с позиции Эрнеста Анатольевича, количество автоаварий уменьшается, если сопоставить статистику последней пятилетки. В случае с ростом аварийности на автобусных маршрутах основной фактор – нелегальные перевозчики. Правда, и здесь имеется почти панацея – размер штрафа. Нелегала нынче наказывают поистине экономическим кнутом – до 1 млн «деревянных».
Ясно, однако, что ни «свет мой зеркальце» ГЛОНАСС, ни многонулевой штраф не избавят от огрехов дорожного строительства, а следовательно, от ДТП. Поскольку в регионе расплодились аварийно-опасные участки, остро требуется их карта по населенным пунктам. На просьбу Романа Балашова раскрыть-таки карты Эрнест Белокоровин отреагировал... рассказом о приборах видеофиксации.
«У нас 33 передвижных комплекса скоро перестанут работать, поскольку нет денег на почтовые отправления, а это 100 млн рублей ежегодно», – поддержал разговор о видеофиксаторах начальник управления ГИБДД УВД по Архангельской области. Роман Викторович на это заметил: «Нужно все предложения вносить в проект-решение. У вас проект-решение слабый: прописаны профилактические меры, но ничего серьезного».
Министр образования, науки и культуры Илья Иванкин отметил, что сегодня приоритет отдается обеспечению безопасности перевозок на школьных автобусах, а на 2011-2012 годы намечена отработка знаний по специальной программе ПДД: с 1 по 9 класс 10 часов ежегодно. «Вы только вдумайтесь! 10 часов – это мало, – возмутился Алексей Максимов. – В Татарстане, к примеру, на это отводится 72 часа. Программу нужно видоизменить, ведь педагогам есть что сказать». Илья Игоревич ответствовал так: есть САНПИНы, есть федеральный стандарт, увеличить количество часов мешают два документа.
Отчитался о постоянном контроле за жизнью города и мэр Виктор Павленко, упомянув о том, что проект развития Архангельска готов аж до 2023 года. «Мы знаем все, где нужно делать, но средств на все не хватит, – комментирует Виктор Николаевич. – Согласно плану развития города будет расширен проспект Ломоносова, продолжен Московский проспект до улицы Ленина и расширен до четырех полос, а Окружное шоссе должно стать городской улицей». Рассказал мэр и о строительстве моста через Шилов остров, которое обойдется в 7 млрд рублей. Мост рядом с переправой на улице Кировская – проект более реальный, но частных инвесторов на этот вариант не имеется, в отличие от первого.
Если апеллировать к высказыванию Романа Балашова, замгубернатора и модератора заседания, решений было не видать, а было слыхать переливания из пустого в порожнее. Понятно, что можно предпринять в целях повышения безопасности на дорогах области, как распределять финансовые силы, где ахиллесовы пяты дорожно-транспортной инфраструктуры и каковы риски в вышеуказанных целенаправленных действиях. Но пока не понятно, когда мудрецы, воплощающие власть законодательную, исполнительную и правоохранительную, договорятся, составят-таки план работы и примутся его воплощать в жизнь. Бюджет, сколь известно, невелик, и стоять, следовательно, не велит.
Фото: Фото с сайта Lthreatt.wordpress.com