На недавнем совместном заседании постоянных комиссий по вопросам городского хозяйства, финансов и бюджета депутаты городской думы жарко обсуждали вопросы о внесении изменений в бюджет текущего года. Среди важнейших – возмещение убытков (названа сумма в восемь миллионов рублей) автотранспортным предприятиям города, осуществляющим перевозки пассажиров и багажа автобусами большой вместимости.
По словам директора «АПАП-1» и «АПАП-2» Александра Ситкова, в 2011 году убытки предприятий составили более 52 миллионов рублей, кредиторская задолженность – более 12 миллионов. По сегодняшним подсчетам, убытки в 2012 году составят более 67 миллионов рублей. Основными «убыточными» причинами Александр Викторович считает рост стоимости топлива на десять процентов, невозможность работать по упрощённой системе налогообложения. Предприятия не справляются с ростом расходов на выплату заработной и арендной платы, с выполнением поздних рейсов.
Выход из сложившейся ситуации Ситков видит в участии автотранспортных предприятий в конкурсах на более рентабельных маршрутах и в повышении стоимости проезда. Кроме того, Александр Викторович говорит о необходимости введения строгого контроля за сбором выручки и расходом топлива на автобусах. Руководство МУП «АПАП-1» и «АПАП-2» уже разрабатывает бизнес-проект для частных предпринимателей о рентабельности автобусов большой вместимости. При переходе всех перевозчиков на большие автобусы выиграет и муниципальный перевозчик, отмечают эксперты.
«В Архангельске только два муниципальных предприятия, но и они работают с большими убытками (муниципальное по сути своей и не может быть безубыточным), – говорит председатель профсоюза автотранспортников Ольга Ноговицына. – Когда они образовались, база уже была передана в частные руки, муниципалы сейчас платят за все, и возможность повысить зарплату одна: при увеличении тарифов».
Муниципальные автобусы большой вместимости работают и на убыточных линиях, на которые не хотят идти частные перевозчики. Кроме этого, на маршрутах работает несколько автобусов для перевозки людей с ограниченными возможностями.
Начальник управления транспорта и связи департамента городского хозяйства мэрии Анатолий Смирнов называет серьёзной проблемой муниципальных предприятий то, что они пришли уже на сложившийся рынок. «Мы не смогли убрать аналогичное количество автобусов с дорог города. К примеру, из девяти маршрутов, на которых работают муниципальные автобусы, с нескольких частный перевозчик не ушёл и продолжает работать нелегально», – говорит Анатолий Александрович.
«Архангельск заполнен пазиками, автобусы этой марки – уже вчерашний день, – считает председатель постоянной комиссии по вопросам городского хозяйства Дмитрий Акишев. – Нам нужно определить срок, в течение которого в областном центре будет проведена замена автобусов марки «ПАЗ» на современные пассажирские автобусы. За счёт увеличения тарифов проблемы МУП «АПАП-1» и «АПАП-2» не решить – необходимо снижать собственные расходы». Дмитрий Анатольевич предложил бороться с архангельскими нелегалами так, как это делают в Москве: там автобус в качестве вещественного доказательства при составлении протокола на нелегального перевозчика забирают на платную стоянку. Депутат уверен, что введение в муниципальных автобусах магнитных карт, к примеру, позволит сократить количество персонала и увеличить пассажиропоток.
Депутат городской думы Дмитрий Юрков предложил руководству МУП «АПАП-1» и «АПАП-2» просчитать вариант обслуживания только проблемных окраинных территорий, на которых отказываются работать другие перевозчики. В этом случае у предприятий будет фиксированная сумма убытков, и главное – она не будет расти. Председатель Архангельской городской думы Сергей Моисеев в свою очередь посоветовал предприятиям оптимизировать расходы и приложить максимальные усилия по увеличению доходов. «Сегодня убытки МУП «АПАП-1» и «АПАП-2» составляют 50 миллионов рублей, в следующем году сумма возрастёт. Бюджет города сложный, дефицит максимальный, в определённый момент денег на покрытие убытков в бюджете может не оказаться», – резюмирует Сергей Вениаминович