Официальный сайт мэрии города Архангельска сообщает, что в ближайшее время в городе запланировано отстроить двенадцать автобусных остановок. К сожалению, конкретные сроки пресс-службой не названы. С другой стороны, как «ближайшее время» может быть обозначено конкретными цифрами, если половина запланированных остановочных пунктов будет находиться на уже отреконструированной улице Выучейского?
На сей момент специалисты департамента градостроительства мэрии уже провели анализ внешнего вида остановочных павильонов областного центра. Эксперты признают, что сегодня их экстерьер не отвечает ни современным архитектурным требованиям, ни возможностям конструктивных и отделочных технологий. Кроме того, материалы, из которых были изготовлены павильоны, пришли в негодность и не поддаются качественному восстановлению, поскольку большинство торговых остановок ожидания общественного транспорта были построены в конце 1990-х – начале 2000-х годов.
К примеру, анализ внешнего вида остановочных павильонов центральных магистралей города (проспект Троицкий, улицы Воскресенская и Советская) показал, что все они требуют замены. Департамент градостроительства предлагает два варианта сосуществования: первый – остановочный пункт без торгового киоска, второй – торгово-остановочный комплекс, включающий павильоны торговли и ожидания транспорта. Для удобства горожан в торгово-остановочных комплексах могут быть установлены банкоматы и модули оплаты услуг, отмечают в администрации.
«Городу нужны и те, и другие остановки. Если будут однотипные, городу это ничего не даст. На остановках с торговыми киосками, к примеру, можно будет что-то купить на бегу, не заходя в магазин. Конечно, двенадцать остановок – это очень мало, но их установка зависит от финансирования, – отмечает председатель профсоюза автотранспортников и дорожного хозяйства Архангельской области Ольга Ноговицына. – Главное, чтоб остановочные пункты были основательными, чтоб не было сквозняков, и горожанам, ожидающим автобус, было где посидеть и согреться. Ведь в Архангельске больше холода, чем тепла. По Ленинградскому проспекту мало оборудованных остановок, люди стоят практически на ветру. А если улицу Выучейского обещают достроить к сентябрю будущего года, то и остановки появятся не раньше».
Стоит отметить, что в конце мая прокуратурой Октябрьского района в ходе плановой проверки было установлено отсутствие остановочных площадок (заездных карманов) для общественного транспорта у дома №13 по улице Гагарина (магазин «Головные уборы») и на пересечении проспекта Советских Космонавтов и улицы Гагарина (по нечетной стороне).
Прокурор района направил в суд исковое заявление о признании незаконным бездействия мэрии и обязании привести автомобильные дороги общего пользования в соответствие с требованиями законодательства. Требования прокурора суд признал обоснованными, удовлетворив их. «Отсутствие карманов создает помехи для другого транспорта, – комментирует старший помощник прокурора по связям со СМИ Юлия Шевченко. – Когда я еду на машине по Гагарина в сторону Соломбалы, как раз на указанных участках мне мешают продвигаться автобусы – все дело в отсутствии остановочных площадок. В Ломоносовском округе, к примеру, проверка была проведена по публикации в «Правде Севера»: пожаловались горожане».
В материале «Не положено?», опубликованном 25 апреля текущего года в газете «Правда Севера», было отмечено, что на автобусных остановках по Ленинградскому проспекту павильонов для пассажиров, ожидающих транспорт, попросту нет – лишь бетонная плита намекает на некое «остановочное» место. Отделом ГИБДД УМВД России по городу Архангельску по требованию прокуратуры была проведена проверка, в ходе которой установлено, что и тут мэрией допущены нарушения законодательства. Эти нарушения зафиксированы на пересечении проспекта с улицами Красной Звезды, Революции, Русанова и других. Исковое заявление в настоящий момент находится на рассмотрении в суде.
Как сообщил директор департамента городского хозяйства Владимир Плюснин, в 2012 году запланировано выполнение работ по обустройству остановок общественного транспорта по следующим адресам: улица Октябрят, 27, улица Воронина, 14, 29, проспект Ленинградский, 377, 379, на подъеме на Кузнечевский мост со стороны улицы Валявкина. Кроме того, в схему маршрута №6 включена новая остановка напротив здания Главпочтамта. В ходе строительства улицы Выучейского в соответствии с проектом предусмотрено шесть остановок общественного транспорта. Выполнение работ по обустройству одной остановки, включая асфальтирование заездного кармана, посадочной площадки, установку павильона ожидания, обойдется городскому бюджету от одного до двух миллионов рублей.
Стоит напомнить, что три года назад департамент городского хозяйства посчитал нужным устранить с остановок классические ларьки, ибо они отнюдь не украшают город. В августе 2008 года мэр Виктор Павленко на одном из совещаний в муниципалитете заявил, что ларьки и киоски, расположенные на остановках общественного транспорта, должны быть снесены на территории всего областного центра. А на их месте – цитируем – «появятся современные и удобные остановочные павильоны, украшающие город». Появились-таки. «Остановочное» нововведение обусловлено было тем, что «ларечники» не в состоянии вывозить скапливающийся вокруг киосков мусор, потому складируют его за павильонами. А по требованиям Роспотребнадзора в каждом подобном торговом помещении должны быть водопровод и канализация. В каких условиях работают продавцы в ларьках, как и где моют руки, пользуются туалетом, все мы знаем. Короче говоря, «комочная» торговля должна остаться почти в доисторическом прошлом. К тому же в тех районах, где расположены ларьки-остановки, обычно есть хорошие продуктовые магазины шаговой доступности. Сегодня все возвращается на круги своя?