Опубликованы ставки утилизационного сбора. Для легковых автомобилей база составила 20 000 рублей, для грузовиков и автобусов – 150 тысяч. С учетом коэффициентов, которые зависят от возраста транспорта и объема движка, окончательные суммы сбора для легковых машин могут достигать более 700 тысяч рублей. А для грузовиков и автобусов речь идет о цифрах с шестью нулями. Но все ли так страшно на самом деле?
Утилизационный сбор – по замыслу это некая гарантия того, что автомобиль в конце своего жизненного пути окажется под прессом, а не будет гнить во дворе. То есть, приобретая машину, вы сразу оплачиваете ее «захоронение», которое произойдет через два-три десятка лет. И плата уже включается в цену покупки. С 1 сентября он вводится для автомобилей, произведенных и на территории России и ввезенных из-за рубежа. А с 23 августа наша страна становится полноправным членом ВТО, что обязывает снижать пошлины, в том числе и на автомобили. Очевидно, что новыми поборами и ростом цен на импортные машины пытаются защитить местное производство. И, судя по размерам утилизационного сбора, это сделать получится, по крайней мере для транспорта старше пяти лет.
«Совершенно точно подорожают все автомобили: и новые, и подержанные, начиная от китайских и заканчивая премиальным сегментом. Снижение таможенных пошлин растянуто на семь-восемь лет, а утилизационный сбор введут уже с 1 сентября. Мы уже не раз проходили подорожание. Ввоз подержанных машин затихнет на какое-то время, на год, а потом народ привыкнет к новым ценам», – считает специалист по продаже японских авто Дмитрий Ботов.
Когда только заговорили о снижении таможенных ставок, автомобильные компании раскусили, что просто так границы для ввоза импортной техники не откроют. И баснословное снижение тарифов, пусть долгое, но ощутимое, перекроют какими-нибудь поборами. Они были правы – ввели утилизационный сбор. Его минимальная сумма для юрлиц – 26 800 рублей. Столько нужно прибавить к цене автомобиля с двигателем меньше двух литров и возрастом до трех лет. Но как только Россия вступает в ВТО, размер пошлины падает с 30 до 25%. Таким образом, для этой категории автомобилей окончательная цена практически не изменится.
В качестве примера возьмем VW Tiguan. В Германии двухлетний автомобиль с двигателем в два литра (1984 куб. см) можно купить за 683,3 тысячи рублей.
*В расчетах не учитывается НДС
Если автомобиль ввозится для личного пользования, утилизационный сбор для новых машин 3000 рублей, для авто старше трех лет – 5000 рублей. Капля в море на фоне таможенных пошлин, которые, между прочим, даже при вступлении в ВТО не изменятся (пошлины на авто упадут только для юр. лиц. – Прим. автора)
Возьмем WV Polo 1,2 л, год производства – 2010. В Германии такой вариант можно подобрать по цене 4950 евро. Пошлина на такую машину— 54% от стоимости, а это 105,6 тысячи рублей. То есть, пересекая границу, автомобиль дорожает в два раза, и утилизационный сбор в три тысячи перегонщик уже не почувствует. То же самое и для более мощных вариантов. Таможня с учетом объема мотора возьмет с вас 431 000 рублей, и ценник перевалит за миллион. Плюс-минус три тысячи – не критично. Так что физлица ни вступление в ВТО, ни введение утилизационных сборов не почувствуют.
«Изначально проект воспринимался как вариант установки заградительных пошлин для ввоза бэушных автомобилей. Но при более детальном рассмотрении проекта такое ощущение не возникает. Сомнения вызывает пункт, касающийся ввоза машин для личного использования. Там коэффициент всего 0,15 при базовой ставке в 20 000 рублей. То есть утилизационный сбор составляет всего навсего 3000 рублей, – говорит президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» Андрей Петренко. – В связи с этим есть большая вероятность скатиться к ситуации, которая была лет пять назад, когда в Россию шел огромный поток подержанных автомобилей. И это действительно тормозило развитие отечественного автопрома.
Нынешняя редакция документа противоречит тем условиям, на которых иностранные производители готовы были инвестировать деньги на создание сборочных производств в России. Сейчас у самого востребованного сегмента автомобилей стоимостью до 500 тысяч рублей, которые выпускаются на территории страны, нет конкуренции. А все потому, что введены высокие пошлины. Как только они будут снижены, сразу пойдет поток автохлама, который станет соперничать по цене с новыми автомобилями. А это в свою очередь повлияет на программу развития заводов, на объемы инвестиций в сборочные производства».
Изменение пошлин при вступлении в ВТО на легковые авто для юр. лиц
*специфическая ставка за куб. см в зависимости от объема двигателя (от менее 1 до более 3 куб. см рабочего объема)
Возьмем совершенно иной пример. BMW X5, объем двигателя 3,0 л, 2006 год выпуска. С введением утилизационного сбора цена машины вырастает в цене более чем на 300 тысяч, при этом пошлины даже после вступления в ВТО остаются заградительными.
Для грузовиков все жестче, даже для новых экземпляров.
Например, китайский 7-тонник Foton стоит примерно 1 200 000 рублей. Около 300 000 в этой сумме – таможенная пошлина, которая сейчас составляет 25% для новых вариантов. С момента вступления в ВТО ставка падает до 15%, соответственно пошлина сокращается примерно до 180 тысяч рублей. Но для такой весовой категории утилизационный коэффициент – 1,34 при базовой ставке 150 000 рублей! Таким образом, сбор за утилизацию перевалит за 200 000 рублей, и это больше чем сокращение таможенной пошлины.
Для тяжелых грузовиков таможенные пошлины упадут резче всего, и они будут минимальны через семь лет – 5% против нынешних 25-30%. Но и утилизационный сбор для них самый значительный – если авто старше трех лет, его сумма может достигнуть 1 770 000 рублей (коэффициент 11,80 при ставке в 150 00 рублей).
Вот что парадоксально: программа утилизации показала, что стоимость этой процедуры для легковушек в среднем три тысячи рублей, откуда такие бешеные цифры в проекте? Это еще раз доказывает, что не только в утилизации дело.
От уплаты сбора освобождаются уже растаможенный транспорт на территории Белоруссии и Казахстана, определенные группы льготников, а также здесь числятся производители (при выполнении определенных условий сборки). Но при этом изготовитель обязан взять на себя ответственность за утилизацию. А это как минимум организация процесса. Но это не значит, что автомобильные заводы вдруг начнут отстраивать утилизационные пункты. Документ обязывает организовать точки приема автохлама, доставку его до пресса и сотрудничество со спецпредприятиями. Так что утилизационный сбор, скорее всего, будет зачислен в стоимость автомобиля, как это происходит в Европе.
Все организации с обязательствами включаются в реестр. На ПТС ставится отметка о принятых обязательствах. Если машина ввозная, то на таможне в паспорте ТС также проставляется отметка об уплате утилизационного сбора. Без такой печати ГИБДД просто не поставит машину на учет.
«Программа утилизации, которая спонсировалась государством год назад, прошла в какой-то сомнительной форме. Ни одного предприятия по утилизации за то время не организовали. И сейчас большой вопрос, куда действительно попадут деньги, полученные со сборов. Это очередной завуалированный способ повышения цен на автомобили. А это произойдет в любом случае. По крайней мере точно, если утилизационный сбор будет выше маржи дилера. Производители тоже не альтруисты», – говорит эксперт по автомобильному рынку Андрей Кольцук.
Деньги, полученные от сбора за утилизацию направляются в федеральный бюджет, и их распределение – прерогатива государства.
В перечне минпромторга обозначены порядка 60 предприятий, которые занимаются утилизацией – это меньше, чем субъектов федерации в России. Но поставить отрасль на рельсы – не проблема, считают эксперты. Лишь бы прибыль была: «На самом деле у нас уже существуют утилизационные мощности, и, я думаю, вполне реально развить инфраструктуру в масштабах всей страны. Такой вид бизнеса на данный момент является вполне рентабельным», – считает аналитик «Инвесткафе» Андрей Шенк.
Документ даже ответственность изготовителя (его преемника) предусматривает – возмещение убытков собственнику авто. Если учесть, что до утилизации машина отъездит лет 25-30, а в нашей стране все меняется стремительно, утилизационные перспективы будущего автохлама весьма туманны.
Текст положения по утилизационному сбору с приведенными ставками и коэффициентами – здесь.