Авто На электромобиле в российскую глушь – розетка, где ты?

На электромобиле в российскую глушь – розетка, где ты?

Прямо перед стартом я мандражил, точно курсант автошколы. Один из путешественников, Ксавье Дегон, заверил меня, что управляется Citroen C-Zero как обычная малолитражка, но проблема была не в этом. Мне, временному участнику этой кругосветки, важно было не

На электромобиле в российскую глушь – розетка, где ты? | 29.ruНа электромобиле в российскую глушь – розетка, где ты? | 29.ru

Прямо перед стартом я мандражил, точно курсант автошколы. Один из путешественников, Ксавье Дегон, заверил меня, что управляется Citroen C-Zero как обычная малолитражка, но проблема была не в этом. Мне, временному участнику этой кругосветки, важно было не подвести парней и ехать так, чтобы к месту первой дозарядки через 80 км привезти максимальное количество энергии. Тогда можно будет подключиться к розетке всего на пару часиков и одолеть оставшуюся до ночлега сотню до темноты. Таков был план.

Очень обаятельные эти два француза, Антонин и Ксавье, а главное – выносливые. Позади полгода кругосветного путешествия Electric Odyssey и 22 000 километров, а оба свежие и разговорчивые, словно стартовали вчера. Тем более удивительно, ведь C-Zero – одна из самых абсурдных машин с точки зрения дальнобоя: пробег на полной зарядке – 130-160 км, так что даже для преодоления сегодняшних 220 км придется искать в российской глуши 16-амперную розетку...

 Полная зарядка аккумулятора Citroen C-Zero от обычной розетки занимает 6 часов Полная зарядка аккумулятора Citroen C-Zero от обычной розетки занимает 6 часов

Полная зарядка аккумулятора Citroen C-Zero от обычной розетки занимает 6 часов

Мы выезжаем от автоцентра в сторону выезда из города. Citroen C-Zero действительно, управляется, как малолитражка с вариатором и ничем не выдает свою «зеленую» суть.

Я говорю Антонину, что неделю назад через наш город уже проезжал один чудак Рафаэль на электромобиле Tesla Roadster, который тоже едет в кругосветку...

– Ты встречался с ним? – Антонин Ги аж подпрыгивает.

На его лице появляется насмешливое презрение, и он что-то бормочет по-французски.

Я не понимаю французского.

– Что? – недоумеваю я, попутно пытаясь перестроиться в соседний ряд так, чтобы не растратить лишние киловатты.

 С другим электро-кругосветчиком, испанцем Рафаэлем ДеМетре, французы не дружат. Кстати, его электрическая Tesla Roadster разгоняет до 100 км/час менее чем за четыре секунды. С другим электро-кругосветчиком, испанцем Рафаэлем ДеМетре, французы не дружат. Кстати, его электрическая Tesla Roadster разгоняет до 100 км/час менее чем за четыре секунды.

С другим электро-кругосветчиком, испанцем Рафаэлем ДеМетре, французы не дружат.
Кстати, его электрическая Tesla Roadster разгоняет до 100 км/час менее чем за четыре секунды.

– Он просто заимствовал нашу идею, – сетует Антонин. – Мы готовились полтора года и потом анонсировали первый кругосветный тур на серийном электромобиле – такого раньше никто не делал. И тут появляется этот Рафаэль как черт из табакерки и предлагает устроить гонку, мол, кто быстрее.

Антонин потряхивает своим «айфоном».

– Вот, он шлет нам эсэмэски и все гордится тем, что догнал нас. Но мы даже не отвечаем, потому что не хотим никакого соревнования.

Встречаясь с юморным, не сказать озорным, Рафаэлем я и не знал, какую свинью он подложил французам. Я замечаю:

– В любом случае, это неравноценная гонка: его «Тесла» проходит до 400 км на зарядке, а ваш C-Zero – 160 км, да и стоит она в пять раз дороже...

– Да, – оживленно подхватывает Антонин. – Более того, у него маршрут короче и проще, и если океан мы пересекали на пароме, то он погрузил «Теслу» на самолет. Он очень богат, наверное. Мы вообще не хотим с ним гоняться и даже встречаться не хотим.

Рафаэль между тем задался целью прибыть в Париж раньше и лишить французов звания прерафаэлитов.

– В любом случае, у вас одна цель – популяризовать электромобили, – говорю я примиряющее.

Включаю поворотник и думаю: а не расходую ли я лишние ватты?

– Да нет, мы едем с фарами и поворотниками пользуемся, – говорит мой собеседник. – А вот кондиционером и отоплением – нет.

 Включение кондиционера уменьшит запас хода Citroen C-Zero со 160 км до 90-110 км, а если врубить на максимум 5-киловаттную «печку» – до 50 км Включение кондиционера уменьшит запас хода Citroen C-Zero со 160 км до 90-110 км, а если врубить на максимум 5-киловаттную «печку» – до 50 км

Включение кондиционера уменьшит запас хода Citroen C-Zero со 160 км до 90-110 км,
а если врубить на максимум 5-киловаттную «печку» – до 50 км

Он ехидно улыбается, а я уже вижу злорадные улыбки скептиков электромобилизма. Парни выехали из Парижа, когда там были аномальные -16 градусов, и они не пользовались «печкой». Они ехали через Лаос, Вьетнам, Таиланд, Сингапур, Малайзию и не пользовались кондиционером. В Лаосе скорость составляла примерно 30 км/час из-за ужасных дорог – можно ли вообще выжить в таких условиях? Не удивлен их позитивному восприятию России, ее климата и асфальта.

– Обогрев салона – не такая уж проблема, – рассуждаю я тем временем. – Ну поставь автономный обогреватель, который будет работать на бензине АИ-80 и тратить 0,3 л на 100 км – им можно и салон греть, и батарею.

Антонин соглашается и замечает:

– Потом, не нужно забывать, что Citroen C-Zero, вернее, Mitsubishi i-Miev – это электромобиль-первопроходец, один из первых серийных экземпляров нового времени. Думаю, через 10 лет они будут более совершенны.

Он рассказывает, как они с Ксавье были на заводе «Тесла» в калифорнийской Силиконовой Долине. Больше всего их впечатлили аккумуляторы новой Tesla Model S, состоящие из 8000 секций, которые упакованы в сэндвич, интегрированный в кузов автомобиля.

Конструкция электромобиля проста: батарея, 67-сильный электромотор под задним свесом, двухступенчатый редуктор, приводы и зависимая подвескаКонструкция электромобиля проста: батарея, 67-сильный электромотор под задним свесом, двухступенчатый редуктор, приводы и зависимая подвеска
Конструкция электромобиля проста: батарея, 67-сильный электромотор
под задним свесом, двухступенчатый редуктор, приводы и зависимая подвеска

Мы едем со скоростью 40 км/час, и счетчик запаса хода угрожающе приближается к 100 км. На панели приборов C-Zero есть индикатор потребляемой мощности – я стараюсь держать его в зеленой зоне, а на торможениях рекуперировать энергию – в последнем случае стрелка уходит в левую часть шкалы, показывая интенсивность регенерации. По ощущениям, степень ее не очень велика, и вообще никаких специфических ощущений от C-Zero нет. Ну разве что он производит впечатление очень маленькой и недорогой машинки, вроде «Матиза», хотя, как мы помним, российский ценник на его копию i-Miev составляет 1,799 млн рублей. Впрочем, в Европе цена «всего» 29 500 евро, из которых можно вычесть 5000 евро правительственной субсидии. Почему так дорого? Потому что батарея на 16 кВт*ч стоит не менее 10 000 евро.

Безумная цена электромобилей обусловлена стоимостью литий-ионных батарей: в среднем она составляет $1000-1300 за блок емкостью 1 кВт*ч. Это значит, что батарея для малолитражки, способной проходить 100-160 км, стоит $16 000-21 000! Впрочем, «Тесла» использует батареи стоимостью $400-500 за кВт*ч.

Счетчик запаса хода продолжает тикать быстрее одометра. 103 км… 102 км... 101 км... Я напрягаюсь.

– Ничего-ничего, – Антонин кажется спокойным. – Автомобиль осредняет расход энергии за последние 25 км. Утром на машине ездили быстрее, поэтому она выдает заниженные значения.

Я интересуюсь, работают ли Антонин и Ксавье на «Ситроен» и кто автор идеи пробега.

– Мы не имеем прямого отношения к «Ситроену», просто решили отправиться в путешествие и стали искать партнеров. Это заняло полтора года. Нужно было провести десятки встреч, убедить всех… Вот представь, я прихожу к директору Citroen и начинаю объяснять ему нашу идею, а он смотрит и думает – кто этот парень? – смеется Антонин. – Мы чувствовали скепсис и поступили хитро: заручились поддержкой нескольких спонсоров и потом пошли к крупным компаниями. Они видели, что у нас уже есть пул партнеров, и говорили более охотно.

 Батарея массой 230 кг и емкостью 16 кВт*ч находится под полом, поэтому уязвима. Правда, под ней есть стальной лист и пластиковая «кожура», но сильный удар может вывести из строя самый дорогой элемент электромобиля Батарея массой 230 кг и емкостью 16 кВт*ч находится под полом, поэтому уязвима. Правда, под ней есть стальной лист и пластиковая «кожура», но сильный удар может вывести из строя самый дорогой элемент электромобиля

Батарея массой 230 кг и емкостью 16 кВт*ч находится под полом, поэтому уязвима.
Правда, под ней есть стальной лист и пластиковая «кожура», но сильный удар
может вывести из строя самый дорогой элемент электромобиля

Я удивляюсь, почему они выбрали именно Citroen, а не Renault – компанию, которая инвестирует в электромобили больше всех в мире.

– Renault очень сложно убедить, и я понимаю, почему, – говорит Антонин. – Видишь, они инвестировали в электромобили миллиарды долларов, и если вдруг мы бы выехали на Fluence Z.E. (электрический «Флюенс») и где-нибудь под Лионом попали в ДТП, масштаб антипиара был бы колоссальный. Для них это слишком важная тема, чтобы идти на риск. А Citroen более расслабленный, и если что случится, можно сказать: эти люди не работают на нас, а машина – это вообще Mitsubishi i-Miev (Смеется.).

Я интересуюсь, на какой машине парижанин Антонин ездит в обычной жизни.

– Амбвэ… – говорит он.

Я судорожно перебираю марки… «Амвэй»? «Лижье»?

– Амбвэ… – он делает скользящий жест рукой. Наверное, речь о редком типе транспортного средства. Segway?

– Амвэ… э…

А, ешкин кот! Subway! Антонин ездит на метро, и вообще этот C-Zero – первая машина, которую он водит после автошколы. Отчаянный перец.

– Да, мне 29 лет, но в Париже у меня нет машины, – улыбается он. – Потому что у меня нет парковочного места.

 Это не заправочный пистолет, а «штекер» для зарядки от обычной розетки. Слева у C-Zero есть разъем стандарта CHAdeMO, позволяющий заряжать машину за 30 минут от специализированной розетки Это не заправочный пистолет, а «штекер» для зарядки от обычной розетки. Слева у C-Zero есть разъем стандарта CHAdeMO, позволяющий заряжать машину за 30 минут от специализированной розетки

Это не заправочный пистолет, а «штекер» для зарядки от обычной розетки.
Слева у C-Zero есть разъем стандарта CHAdeMO, позволяющий заряжать машину
за 30 минут от специализированной розетки

Тем временем мы оказываемся в неожиданной пробке, которой не должно тут быть в час дня. Машины напирают со всех сторон, и им плевать на позитивную раскраску «Ситроена» и надпись World Tour. Для них это еще одна женская машинка с двумя фриками и рекламой в пол кузова.

А я не могу почти ничего. Я не могу резко прыгнуть в соседний ряд или понестись вдоль правой бровки. Я все смотрю на счетчик оставшегося расстояния, который ползет к 90 км. До места зарядки, я так думаю, километров 80, и если так пойдет, нам придется заряжаться на какой-нибудь заправке километров через 50... Прочь, прочь упаднические мысли!

Антонин показывает мне «айфон» с фото Димы Билана и предлагает послушать. Мол, гляди, ваша любимая музыка… Э… Да я люблю Билана не более, чем вы Рафаэля… Он берется за радио и включает «Петпо ЭфЭм». Это Retro FM, поправляю я…

– А! Так Р – это R? – смеется Антонин.

При торможении и на малом ходу электрокар чуть-чуть подергивается, словно работает автоматическое сцепление – возможно, вибрации порождает двухступенчатый редуктор, который заменяет здесь полноценную коробку передач.

Я спрашиваю, потребляет ли электрический «Ситроен» энергию, когда мы стоим на месте с включенным зажиганием.

– Да, чуть-чуть, в основном из-за компьютера. Немного потребляют фары (они не выключаются) и магнитола. Поэтому расход в пробках все равно не нулевой.

Зарядник на 16 А. Такой ток выдерживают многие бытовые розетки, но не все, поэтому есть еще 8-амперный зарядник.Зарядник на 16 А. Такой ток выдерживают многие бытовые розетки, но не все, поэтому есть еще 8-амперный зарядник.
Зарядник на 16 А. Такой ток выдерживают многие бытовые розетки,
но не все, поэтому есть еще 8-амперный зарядник.

С некоторым облегчением я вижу, что пробку организовал туристический автобус и какая-то легковушка, за которыми – свобода!

Свобода ехать 50 км/час! «Да, окей, вот так и езжай», – одобряет Антонин. 50 км/час?! А круиз-контроля нет? Нет…

Ну ладно, 50 так 50. Едем. Нога предательски качает невесомую педальку и стрелка эконометра гуляет на границе зеленой зоны. Хоть картошку под педаль подкладывай. Ведь каждое лишнее движение – это лишний джоуль, а нам еще…

Тут до меня доходит, в какое бесконечное путешествие я ввязался. Мы только-только проехали пост ГИБДД, а по ощущениям должны быть как минимум на полпути.

– Какой все-таки у него расход энергии? – спрашиваю.

– Это зависит от дороги и погоды, – говорит Антонин. – Мы думали, что пробег будет падать в горной местности, но горы как раз не очень страшны: на спуске компенсируешь почти все, что потерял на подъеме. А вот что действительно плохо – это встречный ветер. Иногда из-за него приходится делать лишнюю дозарядку на полпути. Мы в основном держим 50-60 км/час, но бывает и медленней, если нужно дотянуть до места. Иногда малая скорость окупается: меньше времени тратишь на дозарядку и на круг получается выгодней. В среднем на одной полной зарядке мы проезжает 130-160 км.

Электромобили достаточно эффективны: Mitsubishi i-Miev и Nissan Leaf показывают расход энергии на уровне 15-20 кВт*ч/100 км, что в бензиновом эквиваленте составляет 1,2-1,6 л/100 км. Но в машинах не удается разместить батареи емкостью более 16-25 кВт*ч, которых достаточно лишь на 100-160 км пробега. Исключение – электромобили Tesla с батареями 85 кВт*ч.

Получается интересный баланс: едем 100 км за два часа, заряжаемся четыре часа, едем еще 150 км за три часа. Итого 250 км за девять часов. Средняя скорость – 28 км/час?

– Если быть точным – 24 км/час, – говорит Антонин.

На ум приходят гужевые аналогии и книги о путешествиях из Москвы в Париж в XIX веке.

Кстати, забавно повстречать французов в 200-ю годовщину войны 1812 года. Правда, я еще на пресс-конференции заметил, что упоминание Парижа в Челябинской области не вызвало горячего энтузиазма у Антонина, хотя Ксавье отшутился:

– Стало быть, мы добрались до Парижа.

Нет, друг, это мы добрались до Парижа.

C-Zero видел и американские прерии, и хаос юго-восточной АзииC-Zero видел и американские прерии, и хаос юго-восточной Азии
C-Zero видел и американские прерии, и хаос юго-восточной Азии

Едем дальше. Антонин рассказывает о своих приключениях. В Японии их много часов мурыжили в полицейском участке, приняв за каких-то проходимцев, зато потом выдали ксиву, чтобы никто более не мешал движению. Забавно, что на родине i-Miev (и Citroen C-Zero) электромобилей почти нет, зато много скоростных 50-амперных электрозаправок: за 20 минут батарея заряжается на 80% (примерно на 120 км). В США они оказались в пустынной местности с критической зарядкой аккумулятора, но увидели ферму, хозяева которой были радушны, только не имели электричества – есть у них там какой-то культ бегства от цивилизации. В Китае электромобилей полным-полно – в основном, в виде электроскутеров, поэтому C-Zero там был в доску своим.

Параллельно с нами на Citroen Berlingo едут московские журналисты. Мы останавливаемся на перекур, и один из них подбегает ко мне:

– Что так медленно? Он быстрее не разгоняется? Это невыносимо.

– Он разгоняется до 130 км/час, – говорю, – но нам нужно экономить энергию.

К просьбам ехать быстрее я был глух. Тише едешь – меньше заряжаешься и в конечном итоге, дальше будешьК просьбам ехать быстрее я был глух. Тише едешь – меньше заряжаешься и в конечном итоге, дальше будешь
К просьбам ехать быстрее я был глух.
Тише едешь – меньше заряжаешься и в конечном итоге, дальше будешь

Москвич не унимается:

– На сколько у тебя осталось зарядки? На 100 км?

Действительно, после выезда на трассу счетчик пополз вверх и добрался было до 109 км.

– Ну раз на 100 км, до места дозарядки осталось всего-то 60. Давай, поднажми.

– Нет, – говорю. – Если я поднажму, вам придется заряжать его в течение 8 часов. Выгоднее ехать не спеша.

Когда мы трогаемся снова, я пересказываю Антонину диалог, он смеется:

– В Китае то же самое было. Журналисты просто не выдерживали ехать с нами. По-моему, им обещали тест «Феррари», а тут мы.

– Нет, в этом есть свой интерес, – говорю я. – Ехать и чувствовать, сколько энергии ты потратил.

– Да, ты правильно говоришь! Это очень увлекательно! – Антонин чувствует во мне единомышленника.

 Всю дорогу я следил за счетчиком остаточного пробега. Увлекательно... первые 50 км Всю дорогу я следил за счетчиком остаточного пробега. Увлекательно... первые 50 км

Всю дорогу я следил за счетчиком остаточного пробега.
Увлекательно... первые 50 км

Но я, признаться, чуть-чуть лукавил. Интересно-то оно интересно, но правая нога затекла, как от долгого стояния на цыпочках, а четырехполосная дорога скоро кончится, и тогда мы станем мобильной шиканой для фур. Да и счетчик расстояния вроде бы пополз чуть быстрее.

Впрочем, это не в упрек Citroen C-Zero. Он разрабатывался исключительно для города, отсюда – отсутствие круиз-контроля, легкие педальки, малый запас хода. Но концепция «Одиссеи» такова: если мы смогли проехать на нем вокруг света, вы сможете доехать на нем до суперматкера.

– А где вы ее заряжаете? В гостиницах?

– Ну да, в гостиницах, кафе, на АЗС.

Я вспоминаю, как утром мы пытались подзарядить C-Zero и вырубили две розетки: видимо, «автоматы» не выдерживали 16 А, которые потребляет электромобиль на зарядке. Впрочем, для слабых розеток есть 8-амперный зарядник, которым парни пользовались в Юго-Восточной Азии. Но настоящим адом стали Соединенные Штаты с их 110-вольтовыми розетками, от которых «Ситр» заряжался за 14 часов. 4 часа едешь, 14 заряжаешься. Сутки прочь.

 Замочек на зарядочном «пистолете» – трогательная защита от воров. Запасных шнуров и запаски нет, зато есть буксировочный рычаг. Пока он не понадобился ни разу Замочек на зарядочном «пистолете» – трогательная защита от воров. Запасных шнуров и запаски нет, зато есть буксировочный рычаг. Пока он не понадобился ни разу

Замочек на зарядочном «пистолете» – трогательная защита от воров.
Запасных шнуров и запаски нет, зато есть буксировочный рычаг. Пока он не понадобился ни разу

– А как часто вам отказывают? – уточняю.

– Примерно один из 20. В основном боятся, что нагорит много электричества или что будет пожар. Один раз в Малайзии пришлось заряжать с помощью удлинителя, выкинутого в окно 12 этажа отеля.

Тем временем близок 55 километр, после которого начинается двухполоска. В зоне действия знака «Обгон запрещен» нас сходу обгоняют три машины и автобус. Антонин включает аварийку. Мы всех бесим.

При заезде в горку счетчик пробега крутится неприлично быстро, к счастью, на спуске возвращается на исходную позицию. Горы в самом деле не так страшны, как казалось, и все же расход энергии как будто еще немного возрос. Я слишком часто отвлекаются на идущие сзади фуры, стараясь жаться правее, и скорость гуляет в диапазоне 40-60 км/час. За 58 км/час я уже чувствую угрызения совести, 60 км/час жгут глаза, как солнце. Тише, тише…

На спуске баланс заряд/разряд находится точно на нуле. Антонин обращает на это внимание, и я как бы оправдываюсь:

– Я могу рекуперировать энергию, но тут спуски недостаточно крутые и мы потеряем скорость. Потом больше потратим на подъеме.

 Багажник у C-Zero маленький и наполовину занят шнурами для подзарядки. Когда путешественники едут без сопровождения, багажом забита вся задняя часть кузова Багажник у C-Zero маленький и наполовину занят шнурами для подзарядки. Когда путешественники едут без сопровождения, багажом забита вся задняя часть кузова

Багажник у C-Zero маленький и наполовину занят шнурами для подзарядки.
Когда путешественники едут без сопровождения, багажом забита вся задняя часть кузова

Он соглашается. Мы проезжаем мимо кемпинга с кафе, и Антонин спрашивает, не остановиться ли нам на ланч, но я советую проехать еще чуть-чуть, чтобы потом легче было штурмовать перевал Уральских гор.

– Отсюда полной зарядки не хватит, – говорю. – Там горы, медленные фуры – придется обгонять.

Но еще через 10 км меня охватывает паника. Я не могу вспомнить, где именно находится кафе для дальнобойщиков. А вдруг оно чуть дальше? А вдруг мы проехали последнюю приличную розетку?

– Один раз мы заряжались от розетки в уличном туалете, – ободряет меня Антонин.

Э, друг… Ты не видел наших уличных туалетов…

Какое счастье – доехать до цивилизации. Осталось найти розетку...Какое счастье – доехать до цивилизации. Осталось найти розетку...
Какое счастье – доехать до цивилизации. Осталось найти розетку...

Скорость зарядки электромобиля зависит от мощности розетки. Так, батарея Citroen C-Zero от хорошей бытовой розетки (220 В, 16 А) заряжается за 6 часов. Если розетка выдерживает лишь 8 А, время увеличивается примерно вдвое. От специализированной розетки CHAdeMO (500 В, 125 А), «Ситроен» заряжается примерно за 20 минут – для этого предусмотрен специальный разъем по левому борту.

И вот вдалеке прекрасным миражом выплывает из марева оазис с надписями «Кафе», «Гостиница», «Шашлык», «Машины не ставить», «Куплю золото», и я чувствую эйфорию. Сдюжил, курилка! Вот он, славный город «Тщебаркул» справа, вот наша розетка слева.

Я не просто доехал, я привез остаточные 50 км, и с учетом городского вояжа общий пробег на одной зарядке получается в районе 140-150 км, что совсем неплохо. Парни, по-моему, остались довольны моим дружелюбием к окружающей среде.

Москвичи на «Берлинго» тем временем скучали у кемпинга. Они изучили меню и строго досмотрели местные пирожки. Поэтому теперь настойчиво предлагают стрельнуть до ближайшего города, где есть рестораны поприличнее (наивные, гы-гы). Они пытаются донести свои кулинарные фантазии до Антонина, но тот вежливо отвечает:

– Нет, город в нескольких километрах от трассы – придется терять время на доезд и на дополнительную зарядку. Нет, лучше здесь.

И я их поддерживаю, потому что до города хватит едва-едва, и если сделать так, придется заряжаться там чуть ли не до девяти вечера.

 Какая русская женщина устоит перед обаянием молодого француза? Какая русская женщина устоит перед обаянием молодого француза?

Какая русская женщина устоит перед обаянием молодого француза?

Мы паркуемся близ АЗС, и я предлагаю Антонину помочь в переговорах с аборигенами насчет зарядки.

– Нет, гляди, как я сам умею, – решительно отказывается он.

Он подходит к окну заправщицы, пару секунд роется в смартфоне, вспоминая речь, потом бьет себя в грудь и довольно отчетливо говорит:

– Француз. World Tour. Extension Cord (тут он иллюстрирует мысль буклетом, показывая на рисунке удлинитель). Розетка. Электро. Француз. Розетка.

 Момент истины – успеет ли Антонин размотать шнур, пока девушка-оператор не передумала? Момент истины – успеет ли Антонин размотать шнур, пока девушка-оператор не передумала?

Момент истины – успеет ли Антонин размотать шнур, пока девушка-оператор не передумала?

Девушка, видимо, соглашается, и Антонин быстро-быстро, как рыболовную снасть, разматывает удлинитель. Заметив, что я говорю по-русски, девушка спрашивает, надолго ли эти чудаки присосались к ее розетке?

– Ну… На часок, наверное, – говорю я, краснея.

– Ты что ей сказал? – спрашивает Антонин.

– Ну, что вы на час встали.

– Это правильно, – одобряет он. Мы часа три простоим, но ей пока об этом лучше не знать. Вот почему я всегда подхожу сам. У нас-то они ничего не могут спросить, и соглашаются. А у тебя стали бы уточнять, сколько там киловатт и ампер.

 Под «капотом» машины есть еще один аккумулятор на 35 А*ч, от которого работает компьютер, магнитола и другие вспомогательные системы Под «капотом» машины есть еще один аккумулятор на 35 А*ч, от которого работает компьютер, магнитола и другие вспомогательные системы

Под «капотом» машины есть еще один аккумулятор на 35 А*ч,
от которого работает компьютер, магнитола и другие вспомогательные системы

Кстати, хотя аккумулятор у машины на 16 кВт*ч, полная зарядка требует 20 кВт*ч из-за потерь, но в любом случае по российским тарифам это не более 50 рублей. В большинстве случаев денег с путешественников не берут. Но даже если бы брали по французских тарифам 8 евроцентов за киловатт-час, кругосветка обошлась бы им в 250 евро «по топливу».

Ксавье тем временем разбирает что-то под передней панелью «Ситроена».

– После мойки вода попала под панель, – переживает он. – Как бы не замкнуло.

Видя, что дело затягивается, я угощаю путешественников пирожками, купленными здесь же (надеюсь, это обстоятельство не прервет кругосветку).

Мы прощаемся. Они выглядят бодрыми и неунывающими, словно впереди не ждет их перевал Уреньга, фуры и ночевка в крохотном селенье Большая Запань без предварительной брони.

 Интерьер Citroen C-Zero незатейлив, но вполне удобен Интерьер Citroen C-Zero незатейлив, но вполне удобен

Интерьер Citroen C-Zero незатейлив, но вполне удобен

– Очень рады познакомиться, – вполне искренне, как мне кажется, говорят они.

– Я тем более, – отвечаю. – И знаете что? Может быть, мы встретимся лет через десять и будем смеяться: а помнишь, как тогда все боялись этих электромобилей и смотрели на вас, как на психов? А сейчас электромобили везде, и зарядка занимает пять минут.

– Нет, тогда будут сменные аккумуляторы, – смеется Антонин и показывает, как манипулятор будет менять батарею за несколько секунд.

Мы еще раз прощаемся, я сажусь в тестовый Kia Picanto… Вот она, свобода! Вот он, драйв, скорость и 300 км на половине бака!

И все-таки мне немного жаль, что нет времени доехать с ними до Набережных Челнов. Вдруг этот пробег войдет в историю?

Ксавье Дегон и Антонин ГиКсавье Дегон и Антонин Ги
Ксавье Дегон и Антонин Ги

Серийные электромобили

Самый широкий модельный ряд электромобилей предлагает Renault, которая инвестирует в электропроект $5,5 млрд. в течение нескольких лет. Компания предлагает электроверсии седана Fluence и каблучка Kangoo, а также два специально построенных электромобиля: компакт В-класса Zoe и забавный двухместный скутер с крышей, под названием Twizzi.

Renault Twizzi – двухместный электромобиль для городских поездок стоит от 7000 евроRenault Twizzi – двухместный электромобиль для городских поездок стоит от 7000 евро
Renault Twizzi – двухместный электромобиль для городских поездок стоит от 7000 евро

Партнер французов – компания Nissan – выпустила один из самых практичных электромобилей под названием Leaf, который относится к гольф-классу и предлагает полный набор опций и средств комфорта.

Mitsubishi совместно с альянсом Peugeot-Citroen выпустила электрическую версию своего кей-кара I. Он продается под именами Mitsubishi i-Miev, Citroen C-Zero и Peugeot iOn.

Компании «Смарт» выпускать электромобили сам бог велел, и этой осенью дебютирует уже третье поколение «электросмарта» под названием Smart ed.

Toyota также выпускает уже не первое поколение электрического RAV4 (моноприводного), на этот раз с батарейным блоком, созданным совместно с компанией Tesla.

Очевидная проблема всех электромобилей – цена, значительно более высокая, чем у конкурентов с ДВС. Во многих западных странах действуют правительственные субсидии на покупку электромобилей, но не всегда помогают и они: скажем, даже с учетом «скидок» Citroen C-Zero стоит во Франции около 25 000 евро, а ведь это автомобиль, размером с Daewoo Matiz. В России цена его родственника i-Miev вообще из области фантастики – 1,799 млн рублей.

Другая проблема – малый запас хода на зарядке: для большинства электромобилей заявляется 150-200 км, но в реальных условиях при использовании обогрева салона, кондиционера, магнитолы, при встречном ветре или езде с большой скоростью запас может падать в 1,5-2 раза.

Tesla Model S уже в продаже. 362 л.с. и 480 км на одной зарядке (по крайней мере, в теории)Tesla Model S уже в продаже. 362 л.с. и 480 км на одной зарядке (по крайней мере, в теории)
Tesla Model S уже в продаже. 362 л.с. и 480 км на одной зарядке (по крайней мере, в теории)

Пожалуй, единственная компания, выпускающая конкурентоспособные электромобили – калифорнийская Tesla. Наделав шороху с моделью Tesla Roadster, ускорявшейся до 100 км/час за 3,7 секунды и имевшей пробег на зарядке 300-400 км, компания приступила к выпуску автомобиля бизнес-класса Tesla Model S, который и по цене, и по характеристикам может соперничать с BMW 5 или Audi A6. При мощности двигателя 362 л.с. и динамике разгона 0-100 км/час менее чем за пять секунд, Model S имеет запас хода 400-480 км. В США с учетом государственных субсидий такая машина стоит менее $70.000, а версия с аккумулятором пониженной емкости – менее $50.000.

Забавно, что ни один из перечисленных электромобилей пока не сделал массовых продаж, и одним из самых успешных электромобилей остается Renault Kangoo Z.E., который только в первые месяцы продаж раскупили в количестве 15 000 экземпляров. Справедливости ради отметим, что основным клиентом были почтовые службы, и спросу помогли государственные субсидии.

Несмотря на все сложности, электромобили есть в перспективном «меню» практически всех крупных автоконцернов.

Характеристики и цены серийных электромобилей

* – указаны цены без государственных субсидий на электромобили: в США они достигают $7500 в виде налоговых вычетов плюс $2500 от штата Калифорния. В некоторых странах Европы (например, во Франции) – 5000 евро. Субсидии не действуют на Renault Twizzi (это квадроцикл). Также Renault продает электромобили без учета стоимости аккумуляторов, которые сдаются в лизинг за 50-70 евро в месяц. Для Smart ed «прокат» батарей обойдется в 60 евро в месяц.

Фото: Фото автора, Олега КАРГАПОЛОВА, видео Михаила ВЕКСЕЛЯ, монтаж Андрея ВИННИКОВА

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
55
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления