По данным ФНС России, 64% российских автовладельцев имеют среднемощные легковушки. Так, из 34 миллионов зарегистрированных в нашей стране легковых автомобилей более половины оснащены двигателями мощностью до 100 лошадиных сил. Таким образом, по расчетам ведомства, сумма транспортного налога для большинства машин не превышает 2500 рублей.
Напомним, в зависимости от региона тарифы могут изменяться – региональные власти имеют полное право увеличивать или уменьшать базовую ставку максимум в 10 раз. Налоговые выплаты за один и тот же автомобиль в разных субъектах может существенно различаться.
*В соответствии со статьей 358 Налогового кодекса Российской Федерации налог уплачивается в размере 80% от соответствующих ставок физическими лицами по легковым автомобилям, мощность которых составляет до 70 лошадиных сил (включительно), в отношении одного транспортного средства по выбору налогоплательщика.
Владельцы мощных авто тратят на транспортный налог в разы больше. К примеру, собственник подержанного автомобиля Lexus IS 200 (160 л.с.) в год раскошеливается на 8000 рублей, владельцы Jeep Grand Cherokee (286 л.с.) и Chevrolet Tahoe (320 л.с.) вынуждены платить по 43 и 48 тысяч в год.
Печально складывается ситуация с подержанными и не всегда дорогими мощными авто – сегодня содержать их накладно. «Три года назад приобрели подержанный Nissan Silvia S15. Красивый 250-сильный автомобиль, – говорит владелец Nissan Денис. – В прошлые годы налог не превышал 13 тысяч, в этом году вынужден заплатить 18 тысяч. И это при условии, что авто эксплуатируется лишь в летнее время. В таком случае было бы честнее включать транспортный налог в стоимость топлива, как и планировали раньше. Сколько накатал – столько заплатил. Всё честно».
Автомобилистов, обладающих мощными авто, постепенно принуждают отказываться от нерентабельных машин. А владельцы, избегая огромных выплат, все чаще не ставят такие машины на учет. «По необходимости купил старенький Jeep Grand Cherokee – рассказывает автомобилист Евгений. – Заявленная мощность 19-летнего автомобиля – 260 лошадиных сил. За это время половина этого табуна разбежалась, а транспортный налог, к сожалению, нет. Итог – 39 000 рублей в год нужно отдавать в казну. Это фактически пятая часть стоимости этого джипа. В таком случае мне выгоднее не ставить автомобиль на учет и просто оплачивать штрафы за просроченный транзит».
«Когда выбирала автомобиль, меньше всего ориентировалась на мощность двигателя, – говорит владелица Ford Focus Ирина. – Да, низкая стоимость страховки и выплаты транспортного налога, несомненно, радуют, но больше радости приносит автомобиль, отвечающий запросам. Зачем мне покупать Daewoo Matiz с его «экономностью», когда мне нужен авто классом взрослее?»
Постепенное увеличение налоговых сумм заставляет многих автомобилистов приспосабливаться: приобретать автомобиль с оглядкой на мощность двигателя, сокращать «поголовье», заменив модель двигателя на менее мощный, или и вовсе не ставить автомобиль на учет.
Тем временем транспортный налог переходит в региональный дорожный фонд. Эта часть казны будет постепенно расти за счет повышения налоговой нагрузки на отдельные категории машин.