«Жить стало лучше! Раньше мы за семь верст в магазин ходили, а теперь можно на автобусе проехать», – не нарадуется новой дороге жительница Ленского района Александра Степырева. А жить стало лучше, жить стало веселее благодаря участку дороги Рябово – Литвиново, который на днях был введен в эксплуатацию. Это событие ознаменовало окончание строительства трассы Котлас – Сольвычегодск – Яренск. Таким образом, дорожники связали Ленский район с региональной сетью автодорог.
«Несколько десятилетий жители Ленского района мечтали о дороге, по которой можно было бы доехать до регионального центра, и наконец мы открыли путь, связывающий центр Ленского района с областной сетью дорог», – говорит директор регионального дорожного агентства «Архавтодор» Вадим Кривов.
Как рассказал Вадим Иванович, строительство этой трассы началось еще в конце 1980-х в рамках программы «Дороги Нечерноземья». К сожалению, в 1991 году, с распадом СССР, эта программа прекратила свое существование, а темпы строительства дорог резко снизились. Финансирование объекта было прекращено, и строительство дороги приостановилось почти на десять лет.
В дальнейшем при поддержке депутатского корпуса, администрации районов и заинтересованного в трассе Котласского ЦБК вновь началось возведение трассы в виде устройства зимника. Привлечь средства областного бюджета на продолжение строительства дороги Котлас – Сольвычегодск – Яренск позволило принятие долгосрочной целевой программы Архангельской области по строительству региональных автомобильных дорог общего пользования. Окончание строительства финансировалось уже из регионального дорожного фонда.
Но возведение дороги сопровождали не только финансовые трудности, отмечает пресс-служба «Архангельскавтодора». Природные условия и сложный рельеф правобережья Вычегды приготовили свои сюрпризы для строителей: глубокие выемки с близким залеганием грунтовых вод значительно осложняли работу.
Главный инженер Котласского дорожного ремонтно-строительного управления Дмитрий Емельянов признается, что это был очень сложный объект: местность болотистая, грунты слабые – сплошная глина. Выемки приходилось не единожды переделывать – все оплывает. Канавы, где большой водосбор идет, укрепляли с помощью геосинтетических материалов, сверху укладывали щебень, чтобы не размывало. Ведь если возвести земляное полотно и не укрепить его откосы, сверху дорожную одежду не починить, то через год из-за атмосферных осадков дорога частично разрушается. Приходится, по словам эксперта, проводить дополнительные работы, не предусмотренные проектом, причем за счет ДРСУ. Поскольку местность непростая, трудности появятся и в содержании.
Стоит отметить, что за последнее десятилетие были построены следующие участки общей протяженностью 44,5 км: Харитоново – граница Ленского района; граница Котласского района – Рябово и Рябово – Литвиново.
«Мы надеемся, что новая дорога послужит развитию промышленности и торговли в тяготеющих к ней населенных пунктах, – говорит глава Ленского района Алексей Торков. – Поздравляю жителей правобережной части реки Вычегда Котласского и Ленского районов с получением автотранспортной связи с Архангельском, с реализацией многолетней мечты северян!»
Фото: Фото с сайта Dengi-info.com