В начале сентября губернатор Архангельской области Игорь Орлов выслушал доклад региональных дорожников о внедрении инноваций. По словам директора «Дорожного агентства «Архангельскавтодор» Вадима Кривова, внедрение инноваций в строительство, ремонт и содержание областных трасс началось в 1996 году. «Работа началась, – сообщил Вадим Иванович, – с создания и развития комплексной автоматизированной системы управления дорогами, включая базы данных по дорогам и нормативную информацию». «Архавтодор» был одним из первых дорожных управлений в России, где были реализованы и приняты в работу данные технологии.
В середине 2000-х акценты сместились в сторону опытно-экспериментального, практического внедрения технологий на дорогах. Выбор в пользу той или иной технологии осуществлялся с учетом опыта зарубежных партнеров, и в рамках соглашений о сотрудничестве происходил прямой обмен опытом на уровне «инженер – инженер». Итог работы – внедрение круглосуточного и хорошо оснащенного Центра управления движением. Сегодня на региональных трассах успешно применяются такие технологии, как скоростная снегоочистка, термопереработка асфальтобетона и обеспыливание.
Как рассказывал в декабре прошлого года сайту 29.ru заместитель директора ГКУ АО «Дорожное агентство «Архангельскавтодор» Игорь Кудинов, и в содержании областных трасс применяются новые материалы. К примеру, на Котласском мосту применяется противогололедный жидкий материал Nordway. «Он имеет лучшие характеристики по плавлению льда и менее агрессивен по отношению к зеленой растительности, воде, металлу и считается эффективным реагентом для содержания мостовых сооружений», – заметил наш эксперт.
В последние годы дорожники стали активно использовать щебеночно-мастичный асфальтобетон. Повышая прочность трасс, он обеспечивает лучшее сцепление колес с дорогой. Повсеместно применяются и геосинтетические материалы, с помощью которых укрепляются нестабильные грунты в дорожном пироге и на откосах. В 2012 году, к примеру, дорожники провели два эксперимента на трассе Долматово – Няндома – Каргополь – Пудож. Во-первых, в основание дороги была уложена профилированная геомембрана, защищающая дорожный пирог от воды и укрепляющая основание дороги. Во-вторых, откосы у водопропускной трубы были укреплены с помощью синтетических геоматов, заменивших бетонную плитку.
Значительная часть доклада губернатору была посвящена мостовому хозяйству. На сети дорог общего пользования Архангельской области и Ненецкого автономного округа насчитывается 760 мостов. Около 80 процентов из них – деревянные, большая часть которых находится в ненормативном состоянии. В некоторых случаях (в условиях недостатка средств) применяются индивидуальные металлические пролетные строения с деревянным настилом, сообщают в «Дорожном агентстве». Типовые металлические балки с характеристиками, заложенными в прошлом веке, имеют очень большой запас прочности. Рассматривается и возможность строительства мостов из клееной древесины, поскольку деревянные клееные мосты не гниют, не горят и не подвержены перепадам температур, влажности, образованию конденсата и оледенению.
Выслушав дорожников, Игорь Орлов отметил, что первостепенной задачей на сегодняшний момент является обеспечение бесперебойного движения по региональным дорогам общего пользования, а это требует скорейшего ремонта проблемных мостов. «Конечно, мосты – не единственная наша проблема, состояние региональных дорог вызывает массу нареканий пользователей, – резюмировал губернатор. – Однако если по ним как-то можно проехать, то разрушенный мост полностью лишает нас такой возможности. Именно по этой причине я считаю решение проблемы с мостами приоритетной задачей. Эта проблема требует разумного подхода и применения новых технологий, позволяющих не только экономить бюджетные средства, но и создавать прочные конструкции, не требующие постоянных вложений».
Фото: Фото Елизаветы ЛОЧЕХИНОЙ