Экспертно-аналитический совет при губернаторе Архангельской области на днях провел заседание. На нем были рассмотрены первоочередные меры по выполнению региональной программы по улучшению состояния автомобильных дорог общего пользования, рассчитанной на 2012–2030 годы. Губернатор Игорь Орлов отметил, что дороги – бесконечный для России вопрос, а региональный дорожный фонд ограничен в средствах. При бюджете в четыре миллиарда рублей в год необходимо обозначить главные «вложения».
По словам главы правительства, в области есть объекты, работа на которых должна быть завершена максимально быстро. Это, во-первых, дорога от Коноши до Вологодской области (именно она разгрузит магистраль М-8 и сделает ее более работоспособной). Следующий важный объект – трасса Брин-Наволок – Каргополь – Вытегра. «Важной составляющей программы должна стать и дорога на Котлас – Усть-Вага – Ядриха, которую нужно доделать в сжатые сроки», – подчеркнул Игорь Анатольевич. К завершению должно двигаться и строительство дороги Архангельск – Онега, где нужно возвести 37 километров полотна и наладить рейсовое автобусное сообщение. «Это решение мы не имеем права откладывать. Жители Онежского района вынуждены добираться до областного центра по железной дороге, которая становится золотой для бюджета Архангельской области, потому что приходится выплачивать миллионные компенсации затрат на пассажирские перевозки», – сказал губернатор.
«Дороги – это больная тема для онежан. Грунтовка – она и в Африке грунтовка. Зимник еще ничего, особенно когда грейдер пройдет, но при тающем снеге – сплошная каша. Летом, особенно в сухую погоду, невыносимая пыль, камешки из-под колес машин. А уж весной и осенью – вообще беда!» – рассказывает онежанка Анна Садкова, живущая и работающая в Архангельске. В весенне-осеннюю распутицу, по словам Анны, даже микроавтобусы сообщением Онега – Архангельск редко ходят, а уж владельцы собственных «легковушек» и подавно отказываются от «путешествий». Выравнивать грунтовку, с ее точки зрения, бесполезно, поскольку из-за дождей и транспорта она превратилась в вечную «стиральную доску».
«Если дорогу все-таки сделают, благодарности онежан не будет предела, – комментирует наш респондент. – Хотя меня смущает указанная длина – 37 километров. Мне казалось, эта дорога подлиннее будет. Я вообще-то больше люблю поезда, но с практической точки зрения на автобусе ездить удобнее – и быстрее, и ко времени отправления легче подстроиться. Так что если выбирать – девять часов на поезде ночью или четыре часа на автобусе днем, – я выберу автобус. К тому же поезда в Онегу то ходят, то нет, и тогда альтернативы вообще не остается».
В 2012 году в Онежском районе «Дорожное агентство «Архангельскавтодор» должно построить мостовой переход через реку Нижма (100 км автомобильной дороги Архангельск (от д. Рикасиха) – Онега, участок «19 ветка Хайнозерской дороги»). А в Лешуконском районе капитально отремонтируют мост через реку Сона (29 км автомобильной дороги Лешуконское – Койнас – Усть-Низемье – Зубово – Латьюга). В Котласском районе «Автодор» «поставит на ноги» мост через Малую Северную Двину (5 км автомобильной дороги, подъезд к городу Котлас). К октябрю-ноябрю все работы агентство обязалось выполнить. Поскольку дорогу в Лешуконье быстро достроить не удастся, то первоочередное внимание необходимо уделить строительству нового моста через реку Юрома, сообщают в пресс-службе правительства.
Члены экспертного совета обсудили и новые решения, направленные на рационализацию в использовании средств областного дорожного фонда. Высокая стоимость новых дорог связана с тем, что цены на песок и гравий в карьерах, прилегающих к местам строительства, непомерно велики. Губернатор подчеркнул, что областное правительство должно получить возможность влиять на ценовую политику, продавая лицензии на разработку карьерных месторождений с обременением или только на часть месторождения.
По утверждению депутата областного Собрания Владимира Левачева, экспертный совет уже предложил региональному министерству природных ресурсов и лесопромышленного комплекса разработать правовой акт, согласно которому лица и организации, имеющие лицензию на право пользования общераспространенными недрами, должны будут подтверждать расчетами затраты стоимости отпускаемого с месторождений строительного материала.
Еще одна важная тема в повестке дня экспертсовета – контроль за эксплуатацией дорог. Глава облправительства предложил создать в системе учреждений Дорожного агентства «Архангельскавтодор» службу весового контроля. Следует приобрести необходимую технику, а в пунктах досмотра транспорта работать круглосуточно в связке с Госавтоинспекцией. »Для этого лучше всего выбрать весенний и осенний периоды, когда дороги страдают больше всего», – сказал генеральный директор предприятия «Севзапдорстрой» Александр Нечаев.
Получается следующее. В самое опасное для состояния автомобильных трасс время по ним везут грузы, разрушающие дороги. Однако, заявляют в пресс-службе правительства, этот поток можно регулировать. На некоторых участках необходимо предлагать перевозчикам обременения: провезли грузы – так вносите свой вклад в восстановление трасс.
Напоминаем, что в осенний период ограничение движения вводится:
с 1 сентября по 30 сентября – на территории Ненецкого автономного округа;
с 9 октября по 7 ноября – на территории Архангельской области.
Фото: Фото с сайта Geocaching.su