В ближайшее время по автодорогам регионального значения в Холмогорском и Мезенском районах «Архавтодор» планирует обеспечить бесплатный проезд через ряд водных препятствий, сообщают на сайте областного правительства. Имеются в виду прежде всего понтонные переправы через реки Мезень, Пёзу и Паленьгу.
В зимний период устройство и содержание 50 ледовых переправ общей протяженностью 23,5 км на территории региона обеспечивает государственное казенное учреждение «Дорожное агентство «Архангельскавтодор». Переправы открывают сквозной проезд по региональным трассам и соединяют их с дорогами местного значения. Весной, осенью и летом платные услуги на переправах оказывают индивидуальные предприниматели и частные лица.
На исходе лета губернатор Архангельской области Игорь Орлов совершил рабочую поездку по Пинежскому району. На встрече с жителями района он отметил, что вопросы реконструкции и строительства дорог, планирования транспортных развязок и формирования новых логистических маршрутов остаются приоритетными для правительства. Речь зашла и о создании доступных понтонных переправ. «Там, где монополизированный бизнес завышает цены на понтонные мосты, мы будем создавать альтернативные муниципальные и региональные переправы, которые гораздо дешевле для жителей отдаленных территорий, – подчеркнул Игорь Анатольевич. – Первые такие переправы появятся в Мезени и Пинеге».
«Мы уже провели работу по определению возможности строительства понтонных наплавных мостов, осуществили анализ рынка приобретения услуг по организации паромных переправ через Мезень и Пёзу, – рассказал директор ГКУ «Дорожное агентство «Архангельскавтодор» Вадим Кривов. – В рамках этой работы агентством запланированы мероприятия, которые позволят обеспечить бесплатный беспрепятственный проезд по автодорогам через водные объекты».
Однако по Мезенской земле бродят слухи: мол, все-таки мосты будут наводить через Пёзу и Мезень частники. Якобы уже где-то, на каком-то заводе изготавливаются специальные понтоны, и кто-то уже вкладывается в это дело капитально.
«Если будет бесплатным переезд через реку, будет дешевле билет. Для меня как пассажира это важно. Ведь сейчас, утверждают перевозчики, в стоимость билета заложена и стоимость переправы, – рассказывает уроженец Мезенского района, программист Сергей Сырков. – Но я в такие перемены не верю. Ведь это такое прибыльное дело, что те предприниматели, которые сейчас занимаются переправой через ту же реку Мезень, не захотят уходить оттуда. Да и в чем интерес «Архавтодора»? Он возьмет на себя все расходы по содержанию переправы через Мезень? Вдруг «Архавтодор» будет сам содержать данную переправу, работая себе в минус – расходы на нее есть, но прибыли с нее нет. Неужто региональный или федеральный бюджеты субсидируют «Архавтодор» в этом деле? Если да, то дорожное агентство будет просто компенсировать затраты тем предпринимателям, которые сейчас занимаются переправой, чтобы те в свою очередь не брали деньги с водителей и прочих переправляющихся».
Для того чтобы развеять слухи относительно грядущих перемен в деле устройства наплавных мостов в Мезенском районе, мы побеседовали с заместителем директора ГКУ «Дорожное агентство «Архангельскавтодор» Игорем Кудиновым.
– Игорь Николаевич, почему об обеспечении бесплатного проезда заговорили только сейчас?
– Есть судебное решение, обязывающее нас как владельцев дороги обеспечить бесплатный проезд до декабря 2013 года. Но декабрь – это время, когда мы готовим ледовые переправы. А ледовая переправа устанавливается в зависимости от возможных сроков ледостава и толщины льда. Во время ледохода, соответственно, никакого транспортного сообщения нет, а потом – весной-летом-осенью – частники осуществляют перевозку в соответствии с рекомендациями областного правительства. Перевозка зачастую происходит под присмотром администраций муниципальных образований. Мы пока думаем, как организовать бесплатный проезд. «Архавтодор» не может построить мост, да и нет у нас средств возводить километровые мостовые сооружения. Это бюджет не одного года.
– Какие работы проведены на настоящий момент?
– Заказаны работы по изысканию способов устройства наплавного моста через реку Мезень – решается, что там нужно сделать, чтобы наплавной мост появился. Но не факт, что наплавной мост будет. В декабре 2013 года будет обустроена ледовая переправа, а вот в навигацию 2014 года мы уже планируем работы завершить.
– Все же будет обеспечен бесплатный проезд или введен минимизированный тариф?
– Суд обеспечил бесплатный проезд – значит, он будет бесплатным. Если будет ездить бесплатный катер, то с определенным расписанием, с определенной цикличностью. В темное время суток перевоз запрещен федеральным законодательством, это не зависит ни от «Автодора», ни от перевозчика. Надеемся, у нас получится в каком-то виде обеспечить бесплатный проезд и перевоз.
– По слухам, «наводить» мосты будут частники. Кто же все-таки займется мостами – «Автодор» или предприниматели?
– То, что есть частный мост – это дело бизнеса. Если будут «наводить» – пусть будут, а рядом будет действовать наплавной мост, хотя о его возведении пока рано говорить. Если появятся два наплавных моста – люди выберут бесплатный, вопросов нет. Если будут наплавной мост и катер – наверное, появится какая-то конкуренция. Катер работает с определенной цикличностью, а по мосту взял – и проехал.
Фото: Фото Елизаветы ЛОЧЕХИНОЙ