К сожалению, грубость и хамство со стороны кондукторов и водителей – явление постоянное. С этим могут поспорить только те, кто на автобусах не ездит, да и то, наверняка, им вспомнятся неприятные случаи из жизни родных и знакомых, связанные именно с проездом в общественном транспорте. Курение в салоне, громкая музыка, нецензурная ругань по рации, бросание мелочи в лицо, зажимание в дверях и прочие «прелести» повсеместно вызывают бурю негодования. Конечно, не стоит красить в черный цвет только сотрудников автотранспортных предприятий, сами пассажиры также бывают не всегда культурны и вежливы. Однако жалоб в сторону первых больше, чем в сторону вторых.
«По-моему, каждый человек в своей жизни перенес порцию негатива от «приветливого водителя» и его «понимающей» кондукторши! Я часто езжу маршрутом – 60 (Сульфат), так вот неоднократно являлась свидетельницей конфликтов, а однажды и сама попалась, – делится впечатлением Дарья, радиоведущая. – Ощущение, что в общественный транспорт намеренно подбирают «хабалок» и «гопников»! И ведут они себя, как дома: мои места! мои двери! Запихивают людей так, что дышать нечем, орут на пассажиров, ругаются, когда им нечем выдать сдачу. В других городах давно уже нет кондукторов, все автоматизировано и всех устраивает, а у нас народ «задыхается» от ежедневной словесной грязи».
Возмущается в своих комментариях по поводу грубости в общественном транспорте житель Архангельска Андрей: «А вот это: «выходящие будут?», а как на счет того, что «заходящие» есть? Плевать на людей, которые по полчаса ждут автобуса, а он, в итоге, пролетает мимо. Хорошо бы таким водителям в магазине тоже не всегда продавали хлеб, со словами: «зайдите через час» или «сходите в другой магазин». Взяли на себя обязательство по оказанию услуг населению, так будьте любезны выполнять его «от» и «до»! Бабульке, мерзнущей на остановке, или мамаше с грудным ребенком не важно, на какой заказ вы там торопитесь!».
Если раньше многих волновала слишком громкая музыка, льющаяся из динамиков водителя и не всегда совпадающая со вкусами пассажиров, то теперь к этой какофонии добавились звуки рации. И, вроде бы, должны пассажиры порадоваться за водителя, ведь у него появилась возможность узнать о пробке или поделится с товарищами по службе о ДТП, которое на время замедлило движение… Но радости что-то не наблюдается. Вместо целесообразного использования радиоволн, весь салон автобуса слушает беседу сразу нескольких автотранспортных работников, причем разговор их протекает иногда в таких формах, что «уши сворачиваются в трубочку», – пожаловалась пенсионерка Галина.
Подобных высказываний можно услышать множество, но это, как говорится, еще цветочки. Как быть с тем, если вас зажало в дверях или вы чуть не угодили под колеса, едва вылетев из дверей автобуса, который тут же резко двинулся с места, а вы и рта не успели открыть? «Я ехала однажды на автобусе №11. При выходе на остановку, мне резко зажало ногу в дверях, и автобус тронулся с места. Водитель и кондуктор не сразу обратили внимание, что я все еще наполовину в салоне и мне грозит опасность. Благо, скорость была небольшая, и автобус быстро остановился. – вспоминает жительница Архангельска Мария, попавшая недавно в «автобусный плен». – Я понимаю, как мне повезло, что нога осталась в целости. А если бы меня затащило под саму машину? Самое неприятное, что кондуктор продолжала смотреть на все с каменным лицом. Даже никак не отреагировала на мою претензию и на мое желание позвонить руководству».
Действительно, больше всего настораживает то, что водители и кондуктора реагируют на любую критику с немалой долей злобы, будто забывая о том, что их родители, бабушки, дедушки, дети, друзья также пользуются общественным транспортом. А про элементарное уважение к людям в возрасте вообще стыдно напоминать. «Ехал на автобусе 75-го маршрута утром на работу. На остановке – ул. Карла Маркса в автобус заходили пожилые женщины, одна была с палочкой и еле двигалась. Водитель хотел тронуться с места, не дав женщинам залезть в салон, крикнув, что сзади идет другой автобус. Когда женщины все-таки смогли забраться внутрь и поинтересовались у кондуктора, почему так по-хамски себя ведет водитель, та ответила, что «мы, мол, вышли из графика». Получается, что выходя из графика, можно калечить простых людей?» – негодует архангелогородец Алексей, рассказывая эту историю.
Гонки за прибылью приносят бизнесу не только доход. Не стоит забывать об аварийных случаях, связанных с автобусами. Мы уже писали о том, что за прошедший год количество подобных происшествий не снизилось. Исполняющий обязанности начальника областного ГИБДД Александр Аникиев в своем докладе отметил: несмотря на деятельность группы сотрудников ГИБДД, целенаправленно контролирующей работу автобусов на маршрутах, количество ДТП по вине водителей средств общего пользования в Архангельске и области не снижается. Из 57 дорожно-транспортных происшествий по вине водителей автобусов, 42 приходится на Архангельск.
«К сожалению, могу констатировать, что никаких жестких мер по решению вопроса, связанного с некорректным поведением кондукторов и водителей, на транспортных предприятиях не принимается. Максимальное наказание – это беседа с работником в общем порядке или лишение его каких-либо премий, и то, только в том случае, если потерпевший пассажир довел до сведения руководство, – комментирует проблему Сергей Сергиевский, специалист организационного отдела Федерации профсоюзов Архангельской области. – Любое предприятие нацелено на прибыль, а отсюда и дурные графики, и экономия времени, и хамство, и невнимательность водителей. Все потому, что пассажироперевозки переданы в руки бизнесу. И если власть не возьмет все в свои руки, то ситуация останется прежней».
Ситуацию прокомментировал руководитель агентства по транспорту Архангельской области Дмитрий Деарт: «В случае возникновения прецедентов в общественном транспорте, пассажиру нужно определить, каким маршрутом он воспользовался. На территории Архангельской области, как правило, внутримуниципальным маршрутам присваиваются номера до 100, а межмуниципальным – от 100 и выше.
Как объяснил Дмитрий Юрьевич, договора на выполнение перевозок внутри населенного пункта заключают местные органы власти, а если речь идет о транспортном сообщении между муниципальными образованиями – агентство по транспорту Архангельской области. Например, если северяне столкнулись с грубостью в ходе следования на маршруте №3 города Архангельска, им следует сообщить об этом в мэрию города, позвонив по телефону: (8182) 606-737. А если нагрубили водитель или кондуктор, работающие на маршруте №125, нужно обращаться в агентство по транспорту региона, позвонив по телефону: (8182) 652-544.
«При обращении с жалобой необходимо назвать примерное время и место нарушения, номер маршрута и государственный регистрационный знак автобуса. Это позволит определить перевозчика, выполняющего работу на данном направлении. Хочу подчеркнуть, что при однократном случае некачественного обслуживания пассажиров, персоналу автобуса, нагрубившему пассажирам, будет объявлен выговор или вынесен материальный штраф. А если речь идет о неоднократных случаях хамства и грубости, перевозчик может лишиться договора на выполнение перевозок», – добавил руководитель агентства.
Вывод напрашивается такой: рассказывать истории о неприятных случаях в общественном транспорте можно бесконечно. Вот только вряд ли от пустой болтовни могут произойти какие-то реальные изменения. Пока каждый морально или физически пострадавший не примет меры и будет оставлять все как есть, забыв о случившемся до следующего раза – вежливого персонала в рядах работников автотранспорта не прибавится.
Фото: Фото с сайта Websmi.by