По мнению специалистов, управление автомобильными дорогами в удаленных и малонаселенных северных территориях имеет специфические трудности. Большие расстояния, особенности ландшафта и неблагоприятные погодные условия увеличивают затраты на содержание дорог в должном состоянии. А низкая интенсивность движения снижает обоснованность бюджетных расходов и шансы привлечения частных инвестиций. Поэтому единственный выход для развития дорожной инфраструктуры в сложных условиях – оптимизация расходования имеющихся бюджетных средств с помощью технологических и управленческих инноваций.
Как сообщила пресс-секретарь ГКУ «Дорожное агентство «Архангельскавтодор» Александра Ногтева,именно на внедрение этих инновационных решений и был направлен проект «Управление дорогами с низкой интенсивностью движения в Баренц-регионе», реализуемый в рамках международной программы Kolarctic ENPI CBC. В нем принимали участие представители Архангельской, Мурманской областей, Республики Карелия и финской провинции Лапландия.
Проект финансировался из бюджетов регионов-участников и Евросоюза. Его общая стоимость составила около 400 тысяч евро.
«Проект «Управление дорогами с низкой интенсивностью движения в Баренц-регионе» открыл двери к базам данных проектов Roadex, накопленных с 1998 года. За два с половиной года у нас состоялось несколько обучающих семинаров, были проведены эксперименты на территории Архангельской области, в частности в Няндомском и Онежском районах», – рассказывает заместитель директора ГКУ «Дорожное агентство «Архангельскавтодор» Игорь Кудинов.
Так, в 2011 году гравийное покрытие на двух автодорогах Няндомского района: Няндома–Шестиозерский и Конда–Шултус – было укреплено гашеной известью.
В России подобная технология для улучшения дорожного полотна не применялась, однако в европейских странах она используется давно и дает хорошие результаты на малопрочных известняковых грунтах. Поэтому в рамках проекта «Управление дорогами с низкой интенсивностью движения в Баренц-регионе», опираясь на положительный опыт проектов Roadex, по инициативе руководителя Няндомского дорожного управления и при поддержке группы инноваций «Архавтодора» было принято решение о проведении эксперимента.
По словам начальника технического отдела «Архангельскавтодора» Ангелины Игнатьевой, с помощью стабилизации гравийного покрытия удалось справиться с основной проблемой на данном типе дорог – образованием неровностей в виде гребенки («стиральной доски»).
В общей сложности гашеной известью было обработано четыре участка дороги общей протяженностью 2,56 км. Результат обработки оказался хорошим: улучшились характеристики покрытия, сократилась потребность в выравнивании дороги, а следовательно, уменьшилось количество жалоб от пользователей автодорог.
В 2012 году в рамках проекта «Управление дорогами с низкой интенсивностью движения в Баренц-регионе» был проведен еще один эксперимент на гравийных участках дорог Архангельской области. В этот раз для улучшения состояния автотрасс дорожники применили добавку ANT. Она, так же как и гашеная известь, позволила сократить потребность в выравнивании дороги и улучшить ее характеристики.
На этом сотрудничество российских и зарубежных специалистов дорожной отрасли не закончится. Уже подписан контракт по следующему проекту «Более безопасные дороги для пользователей», также проводимому в рамках программы Kolarctic. Он рассчитан на 19 месяцев, но по финансированию в три раза превосходит затраты на предыдущий проект и составил около полутора миллионов евро. В конце июня пройдет стартовая встреча.
Фото: Фото с сайта Kramtp.info