Недавно на новостной ленте проскочило сообщение, что пермяка лишила прав общим сроком на 106 лет
Такие сроки лихачи копили до 2008 года. Ранее, если инспекторы ГАИ ловили пьяного водителя, который уже был лишен права управления за пьяную езду, то наказанием ему был новый срок лишения, который прибавлялся к старому. Если выпивоху лишали прав два-три раза, то последующие сроки лишения для него никакого значения не имели. Какая разница в лишении права управления сроком на 10 или 20 лет? Или на 100 лет?
Очень трудно понять, как можно было накопить такой срок? Максимальный срок лишения был всего два года. На 106 лет лишения необходимо минимум 53 наказания – 53 судебных заседания!
Предлагаю один из фантастических вариантов. Местные инспекторы прекрасно знали автомобили, на которых разъезжали «лишенники». После остановки инспектор предлагал только подписать протоколы и быстро отпускал водителя. При этом ни самому водителю, ни инспектору было не важно, пьян водитель или нет. Далее уже без водителя, инспектор заполнял протоколы полностью, оформляя дело по отказу от прохождения медицинского освидетельствования. В итоге водитель получал карт-бланш, а инспектор выполнял план по протоколам. Все довольны.
Более того, по телефону инспектор мог передать данные другому экипажу, конечно, в другом районе – не дай бог одному и тому же судье придут два дела за одну и ту же дату! И на того же самого водителя составлялся еще один протокол. За одну поездку водитель получал четыре года лишения, при этом, повторюсь, никого не интересовало, пьян он или нет.
Водитель, естественно, ни на какие суды не ходил – чего зря время терять?
В 2008 году ситуация поменялась. Если водитель попадался пьяным, будучи уже лишенным права управления, то его отправляли за решетку на срок до 15 суток. Но как показала практика, надежды депутатов на воспитательный эффект камеры для задержанных не оправдался.
В результате мы получили целую когорту водителей, которые лишены права управления на десятки лет, а арест до 15 суток воспринимают чуть ли не как санаторий. Вышел, выпил, покатался – в камеру. Романтика…
И вот с 1 сентября прошлого года ситуация вновь поменялась. Теперь в случае нарушения водитель считается подвергнутым наказанию не с момента возврата водительского удостоверения после окончания срока лишения, а с момента вступления постановления в силу, что в свою очередь повлияло на определение повторности правонарушения.
Что это означает? Если водителя лишили прав за пьяное управление, а уже на следующий день после вступления постановления в силу он снова сел за руль выпив, то в отношении него действует ч.4 ст.12.8 КоАП с дополнительным лишением права управления на три года и штрафом в 50 тысяч рублей.
Если водителя лишили прав за любое другое правонарушение, например, за выезд на полосу встречного движения, и будучи лишенным права управления он попался пьяным, то его отправляют за решетку на срок от 10 до 15 суток по ч.3 ст.12.8 КоАП.
Эту позицию подтвердил и Верховный cуд 5 февраля 2014 года.
Итак, по злостным пьяницам за рулем решили ударить рублем. 50 тысяч штрафа – солидная сумма. Даже если выплату штрафа рассрочить на максимально возможные три месяца, то выплатить ее среднестатистическому работнику, например, Челябинской области с зарплатой в 30 тысяч рублей – проблематично. Любовь к автомобилю приходит и уходит, а кушать хочется всегда.
В то же время, за не вовремя оплаченный штраф грозит новый, удвоенный штраф в двукратном размере, а это уже – 100 тысяч рублей. И этот штраф также можно удвоить, если он не будет вовремя оплачен. И так – до бесконечности. И вряд ли подобной личности кто-то даст крупную сумму в долг.
Остановят ли штрафы пьяниц за рулем? Может, кого-то и остановят. По крайней мере, если автомобиль – собственность любителя ездить подшофе, то его можно будет изъять за долги. А передача управления пьяному водителю наказывается штрафом в 30 тысяч рублей, то есть пускать его за руль другого автомобиля весьма накладно.
Не совсем понятно, зачем таким водителям в законе оставили лазейку? Ведь им достаточно отказаться от медицинского освидетельствования и вместо 50 тысяч штрафа и трех лет лишения они получат привычные 15 суток по ч.2 ст.12.26 КоАП.
Юрий Панченко известен как автор книги «Водитель-инспектор. Разговор на равных» (издана совместно с интернет-сообществом «Юридическая грамотность автомобилистов») – книги, в которой в доступной форме объясняются нюансы правовых отношений сотрудников полиции и рядовых автомобилистов в наших реалиях. Юрий является также преподавателем автошколы, автоюристом и занимается выпуском иллюстративных материалов для объяснения правил дорожного движения.