Вопрос витал в воздухе. «А сколько в японской машине японских деталей?» – спросили журналисты главу Nissan Motor Co. Карлоса Гона.
Очень сложно смутить человека, занимающего столь заоблачный пост в корпоративной иерархии, и Гон тут же парировал: «А что вы называете японскими деталями: сделанные в Японии, спроектированные японцами или сделанные для японского автомобиля?». Типичный ответ времен глобализованной экономики – мол, не ищите в Datsun чисто национальных черт...
Как бы не так! Мы-то знаем, что внутри него «тележка» от Lada Granta, суть – набор «национальных», российских узлов, поэтому вопрос вполне уместен. Карлос Гон отвечает, не моргнув глазом, в присущей ему хлесткой, однозначной манере: «В нем будет так мало японских деталей, как это возможно!». И поясняет: качество определяет не национальность запчастей, а корпоративная культура, кроме того, в условиях падающего рубля очень выгодно иметь автомобиль, почти полностью локализованный в России. Это, дескать, и есть залог высокого соотношения качества и цены.
Datsun on-DO – автомобиль-прецедент. Он открывает новую главу в истории отношений Renault-Nissan и АВТОВАЗа. Если раньше совместные машины делались исключительно на платформах французского концерна (В0), то Datsun – это первый инобренд альянса на российской платформе.
Datsun on-DO построен на базе Lada Granta и степень унификации машин – порядка 90%. Однако они не идентичны. Datsun длиннее на 8 см за счет заднего свеса, имеет оригинальное оформление передка и задней части, тогда как центр кузова повторяет «грантовский». Изменены настройки подвески, чтобы сделать ее комфортнее, улучшена шумоизоляция колесных арок. Datsun получил перенастроенный электроусилитель и более производительные тормозные механизмы. Двигатель пока один: 1,6 л (87 л.с.). Для Datsun его также немного перенастроили под японские требования. Пятиступенчатая «механика» с тросовым приводом перекочевала с Granta, автомат появится позже.
Точная цена не объявлена, лишь порог в 400 тысяч рублей, за который on-DO не должен перешагивать в уже хорошей комплектации: кондиционер, ABS, подушки безопасности, вероятно, и ESP. Datsun расположится на полступени выше Lada Granta, заполнив собой промежуток между оной и совершенно новым Renault Logan, российский дебют которого ожидается со дня на день.
После пресс-конференции я нашел все-таки японскую деталь в новом Datsun. Это Юси Сайто, технический руководитель российского проекта Datsun. Он объяснил ситуацию более детально: да, Datsun on-DO использует в основном российские компоненты, во много унифицированные с Lada Granta. Но, говорит он, не надо думать, что мы просто взяли машину и надели на нее другой кузов. Нет, команда интернациональных специалистов, включая японцев, подвергла конструкцию Granta критическому анализу – были даже испытания в Японии. И внесли ряд изменений: усилили кузов, перенастроили подвеску и тормоза, добавили обратной связи по рулю, заменили сиденья, творчески переработали интерьер... Проще говоря, постарались придать российскому продукту толику японского перфекционизма.
Но ведь качество машины зачастую определяется качеством компонентов, а в России с этим... кхм... не все гладко. «Да, поэтому мы будем вести постоянный и очень придирчивый мониторинг возможных проблем, – говорит Юси Сайто. – И если будут обнаружены слабые зоны, мы тут же отреагируем».
Datsun отличается от Granta и внешне, причем сильнее, чем я ожидал. Надо отдать должное японским дизайнерам (а «рисовали» его в Японии) – учитывая все ограничения, связанные с бюджетной концепцией автомобиля, он получился весьма гармоничным: более запоминающийся передок, пропорциональный профиль, сдержанная корма. Если технические изменения сделаны столь же ювелирно, я поверю, что Datsun окажется куда ближе к представлению о современном автомобиле, чем Granta.
Говоря о позиционировании, Карлос Гон неоднократно упомянул слово risers, которое в вольном переводе означает «люди на подъеме». Дескать, вот у вас в России сейчас все на подъеме: и доходы, и рынок, и менталитет. И на этой волне появляются люди, чей уровень жизни наконец позволяет купить иномарку. Еще недорогую, не самую притязательную, но со всеми атрибутами: иностранным брендом, хорошим уровнем сервиса, а главное – заслуживающую доверия. Вот на таких людей и ориентирован слоган Datsun, состоящий из первых букв имени: dream (мечта), accessibility (доступность), trust (доверие).
Много раз в разных интерпретациях Карлосу Гону задавали вопрос о состоянии российского рынка, геополитике и невыгодном курсе валют. Ответ был один: «Да, в краткосрочной перспективе российский автомобильный рынок ждут непростые времена, однако в будущем он все равно будет расти». Цель альянса Renault-Nissan-АВТОВАЗ – 40% рынка новых машин.
В первый год автомобили Datsun будут продавать 25 дилеров по всей России, в дальнейшем список будет расширен до сотни. География охватит обе столицы, Ростов, Волгоград, Краснодар, Ярославль, Нижний Новгород, Казань, Самару, Екатеринбург, Челябинск, Тюмень, Новосибирск, Владивосток и другие города России.
Дилеры Nissan с хорошей репутацией, естественно, будут иметь приоритет при подаче заявки, хотя это не жесткое правило. «Нас интересует мотивированность дилера, его настрой и возможности, а не только тот факт, что он уже работал с нами», – пояснил Карлос Гон.
Продажи Datsun on-DO стартуют летом: в настоящий момент в Тольятти выпущено 20-30 автомобилей для испытаний и презентаций. В дальнейшем, вероятно, производство наладят и в Ижевске, где стартует сборка пятидверной Lada Granta. Построенный на ее базе Datsun получит имя mi-DO.
Глава Nissan Motor Co. не исключил, что в будущем российский Datsun on-DO будет экпортироваться на другие рынки, но пока главный фокус на России.
Сам по себе бренд Datsun отмечает в этом году 100-летие. Точнее, в 1914 году марка называлась DAT (по первым буквам имен создателей) и выпускала в основном коммерческие автомобили. Но с начала 30-х годов, когда японское правительство ввело налоговые льготы на малолитражки, компания спроектировала субкомпактный легковой автомобиль, названный Datson (вроде как «сын ДАТа»). Но «Датович» просуществовал лишь несколько лет, и в 1933 году, когда компанию купил Nissan, имя изменили на Datsun ради благозвучия и ассоциаций с восходящим японским солнцем (sun). Интересно, что с конца 50-х и почти до конца 80-х все экспортируемые Nissan машины несли бренд Datsun, и во многих странах – в том числе США – о самой корпорации Nissan почти не знали.
Это и стало причиной ребрендинга: японские боссы решили, что пора выводить на мировую сцену единый бренд Nissan. На мероприятие были потрачены сотни миллионов долларов, но американцы еще долго считали Datsun основной маркой, а Nissan – чем-то второстепенным.
На четверть века Datsun был забыт, и я, например, знал его только по старой (года 83-го) картинке-переводке на шкафу. В 2012 году Nissan решил возродить марку, чтобы дистанцировать машины для развивающихся рынков, подобно тому, как Renault отдала бюджетную ветку под крыло Dacia. В этом году продажи автомобилей под маркой Datsun стартуют в четырех странах: Индии, Индонезии, ЮАР и России. Правда, Datsun on-DO на базе Granta адресован только нам, тогда как в других странах будет продаваться малолитражка Go на ниссановской платформе.
Вообще проект Datsun производит весьма здоровое впечатление. В конце концов, большинство российских машин не так уж плохи – подводят мелочи. Интернациональная команда инженеров должна избавить Datsun от них, а производственники во главе с новым президентом АВТОВАЗа Бо Андресоном работают над повышением качества сборки и уровня поставщиков. И если все пойдет успешно, на первый план выйдут традиционно сильные качества российской машины: привлекательная цена, практичность, приспособленность к условиям эксплуатации.
Ждем тест-драйва.
Фото: Фото из архива Datsun