С 11 августа вступает в силу документ, содержащий примерные программы обучения водителей транспортных средств.
Что же принесут нововведения уже маститым водителям и тем, кто только собирается ими стать? Изменения связаны с тем, что попросту в последнее время появилось немало автошкол, учебные программы которых существовали только на бумаге, учеников там не предвиделось, а права попросту продавались.
А изменения грядут вот какие: в частности, введены новые категории и подкатегории. Если прежде можно было управлять мопедами и скутерами без прав, то теперь появилась категория «М», которая даёт право на управление этими видами транспорта. Плюс состоит в том, что любая открытая категория, будь то «А», «В» или «С», позволяет управлять мопедом. Получить же конкретно категорию «М» можно с 16 лет (до этого можно было ездить за рулём мопеда с 14 лет).
Также ужесточились требования к классам автошколы, учебной площадке и её автомобилям. Теперь прописан минимальный размер площадки – не менее 0,24 га. Прописаны и формулы, по которым считается пропускная система автошколы. Больше материально-технической базы – больше учеников. Кроме этого, согласно правилам лицензирования, каждая школа обязана получить заключение Госавтоинспекции о том, что база соответствует учебным программам. Все эти изменения должны начать работать не на количество, а на качество новоиспечённых водителей.
Программы обучения состоят из модулей. Базовый включает в себя 84 часа и его изучают все «категории». В нём обучают законодательству, оказанию первой помощи, а также учат тому, как избегать конфликтных ситуаций на дороге. Если человек уже имеет какую-либо категорию и хочет получить ещё одну – ему не нужно будет повторно изучать базовый модуль, а лишь сконцентрироваться на специфике нужной категории, т. е. смело вычесть из плана обучения 84 часа.
На получение категории «В» прежде отводилось 156 часов, из которых 106 – теории и 50 – практики. Теперь же общее количество часов – 190. (130 – теория, 56 – практика, 4 – экзамен). Причем, теория считается академическими часами, а практика – астрономическими.
Для получения прав на мопед потребуется потратить 122 часа. Из которых 100 часов – теория, 18 часов – практика и 4 часа – экзамен.
«Зелёный свет» предоставляется тем, кто желает обучиться езде на автомобиле с автоматической коробкой передач. В этом случае в водительском удостоверении будет стоять отметка «АТ», которая позволяет ездить только на «автомате», механической трансмиссией в этом случае пользоваться не позволяется. Время обучения при этом сократится всего на два часа.
Тем, кто уже начал обучение по старым программам беспокоиться не стоит – по ним же обучение и закончится. Зато теперь по окончании автошкол выпускники будут получать свидетельство о профессии водителя. Обучение будет длиться примерно три месяца.
Что касается экзаменов, то в правительстве на рассмотрении стоит вопрос о том, чтобы засчитывать внутренний теоретический и практический экзамены в качестве основного. Но касается это только лишь в тех школах, у которых автоматизированны автодромы. В те школы, у которых таких автодромов нет, на экзамен будет приезжать инспектор ГИБДД. Однако, и тут школам придётся постараться. Если процент сдачи будет ниже 80, то инспектор уже не поедет, а ученикам придётся сдавать экзамен в ГАИ на общих основаниях.
«Приказ нам только поступил, требуется время на ознакомление с ним, а тем более на внедрение. Очень много новой информации, много разработано новых подкатегорий. Принесёт это положительные или отрицательные плоды – покажет лишь время», – прокомментировала приказ заместитель директора архангельской автошколы «АЛЬТЕРНАТИВА» Ирина Полозова.
Фото: Фото с сайта Mirkuponov.kz