В России только и разговоров, что о санкциях. Умы россиян будоражат мысли о запрете ввоза продуктов, техники, о потенциальной готовности введения защитных мер в авиа- и судостроении, а сейчас начались разговоры и об автопроме. Однако автодилеры решили не пассивно ждать распоряжений, а сами предложили наиболее безопасный вариант.
Вся шумиха началась после того, как Дмитрий Медведев высказал неопределённую угрозу о введении неких «защитных мер» в автопроме в ответ на западные санкции. Автодиллеры стали опасаться, что ограниченя будут введены так же неожиданно и без консультации с рынком, как это было с сельхозпродукцией, и тогда они представили свой вариант санкционирования. Автодилеры предложили запретить госзакупки всех марок из стран, которые ввели санкции, включая локализованные в России модели.
«Дилерское сообщество выступает против любых ограничений бизнеса и санкций, но если из-за политики они неизбежны, то нужно придумать наиболее безболезненный вариант», – комментирует обстановку президент ГК «Фаворит Моторс» Владимир Попов.
Автором поправок к законопроекту «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» стал депутат Государственной Думы Вадим Соловьёв. Он считает, что госслужащие не имеют права покупками машин экономически поддерживать тех, кто оказывает давление на Россию. «Мы должны адекватно отвечать на санкции, введенные против нас. Запретив госзакупки автомобилей марок тех стран, которые ввели в отношении нас санкции, мы сможем поддержать собственный автопром и стать независимыми экономически», – поясняет Вадим Соловьев.
Стоит отметить, что страны, которые ввели против России санкции – это столпы автопрома, на чьих автомобилях чаще всего ездят россияне: Германия, Япония, Франция, США и Великобритания. Однако, от санкций воздержалась Корея – а это значит, российские чиновники смогут ездить не только на «Ладе», но и на Kia и Hyundai. При этом не стоит забывать, что помимо корейских автомобилей в Россию доступ открыт китайским и индийским, так что волноваться не о чем – на автобусах передвигаться не придётся.
По мнению авторов инициативы, ограничение госзакупок сократит издержки бюджета и не нанесет столь сильного удара по отрасли в целом. Частным же лицам нужно предоставить возможность покупать те автомобили, которые они хотят.
Инициатива вызвала немало споров. Оппоненты утверждают, что особых плодов она не принесёт: госзакупки составляют лишь 10-20% от общего объема автопродаж и эта мера может ударить по производству в стране, а также выглядит как дискриминация иностранных автоконцернов, локализовавших производство в России. По мнению специалистов, подобные запреты сильнее ударят по внутреннему рынку, нежели составят финансовые потери иностранных производителей. А некоторые и вовсе считают, что государство нарочно создаёт такой климат, чтобы иностранные концерны, локализованные в России, чувствовали себя наравне с отечественными компаниями.
«Вопрос запрета автомобилей иностранного производства – довольно интересный ход. С одной стороны инициатива в какой-то мере оправданная, а с другой – отечественные автомобили у нас – это что? Тот же АвтоВАЗ уже давно принадлежит французско-японскому альянсу Renault-Nissan, так что российского там максимум 2/3. Российский автопром поддерживать надо, не спорю. Другой вопрос, что он сейчас представлен в основном сборочными предприятиями – собственных разработчиков у нас практически не осталось. Хотя, идея вообще интересная – стимулировать автопроизводителей, размещать производство у нас. Это и новые рабочие места, новые производства, налоги. Если будут развивать параллельно предприятия, снабжающие автопром деталями – то тогда однозначно «за», – комментирует инициативу сотрудник одного из архангельских автосалонов Владислав Сикорский.
Фото: Фото с сайта Linava.lt