Авто Ветераны на колесах: машины, не имеющие цены

Ветераны на колесах: машины, не имеющие цены

Проехать на 70-летнем автомобиле времен Великой Отечественной войны несколько сотен километров и ни разу не сломаться по пути. Кажется, это сценарий из фильма про войну? Нет, это «рабочие» будни членов клуба памяти «Они сражались за Родину». Ведь реконструкцию военных действий, происходивших много лет назад, они проводят в разных городах. А добираются туда своим ходом – на автомобилях, на которых воевали наши деды и прадеды.

Когда слезы ветеранов капают на «драгоценный» металл

Впервые я увидела эти машины на Параде Победы. Колонна из «Виллисов», «Доджей», военных модификаций ГАЗов и прочей техники времен ВОВ выделялась на фоне остальных. Ты словно окунаешься в историю, ты словно там, в ней. Видишь все своими глазами и даже можешь прикоснуться.

Ветераны не могут сдержать слез, когда им помогают сесть в эти автомобили и сделать «круг почета». «Да, вы такие же, как и мы тогда!», – говорят они улыбающимся ребятам в форме Советских солдат, накануне заботливо постиранной, отглаженной и подшитой собственными руками. Они бережно гладят автомобили сухими ладошками, едва сдерживая слезы. Кажется, они считают этот металл драгоценным.

Парад Победы – это святое. Но ретромобили – постоянные и надежные спутники членов клуба еще и во время всевозможных пробегов, выставок и поездок по городам России. Неизменно, каждый раз жители того или иного населенного пункта встречают ребят горячо и с любовью. Благодарят, фотографируют, с интересом слушают исторические лекции про военные сражения, оружия и легендарные автомобили. Со стороны все выглядит так, словно увлеченным своим необычным хобби людям их занятие ничего не стоит... Собрать танк или восстановить пушку – плевое дело! Ни следа усталости на лице, ни одной жалобы. Всегда улыбки и готовность ответить на любой вопрос – вот что отличает ребят из клуба. Но на самом деле то, чем они занимаются – это адский труд. Например, чтобы на совесть восстановить автомобиль времен ВОВ, необходимо потратить год, а то и два. И вложить много сил, жертвуя обещанными семье выходными или даже целыми отпусками.

Под «крылом» командира

Чтобы понять процесс изнутри, чтобы почувствовать, чем живет и дышит Клуб, я обратилась к его создателю. Тому, кто, не жалея сил, времени и кровно заработанных денег, работает, дабы «Они сражались за Родину» существовал. Это – майор запаса, адвокат Паулов Александр Анатольевич. Члены Клуба называют его по-свойски – «командир». И не просто так. «Если бы не он, не было бы ни клуба, ни этих машин, ни реконструкций», – признаются ребята.

В личной в коллекции командира – 4 машины, 2 пушки 45-мм, пушка 1902 года и большое количество макетов вооружения, формы времен Великой Отечественной Войны, которая регулярно используется во всех Парадах, реконструкциях и просто мероприятиях, посвященных событиям тех лет. «В него поверили люди, пошли за ним; его идеями, словами и трудолюбием Клуб вдохновляется каждый день», – говорят о нем его «однополчане». «Главная задача для нас – это военно-патриотическое воспитание молодежи, – говорит Александр Паулов. – Клуб – это собрание единомышленников, у которых цель – сохранить память о предках для новых поколений. Здесь мы воплощаем свои мечты в реальность, получаем эмоционально-душевное наслаждение. То, чем мы занимаемся, отвлекает от мерзости повседневной жизни, вносит разрядку в ее однообразие. И мы будем продолжать делать то, что делаем, несмотря на существующие проблемы. А они, увы, не новые – нет помощи, финансирования от государства, нет ремонтной базы, нет места зимней парковки техники. Помогают добрые люди. Государство не хочет данные машины ставить на учет. Это делается с огромным трудом. Им только хочется, чтоб техника принимала участие в Парадах и мероприятиях, а помочь с регистрацией не хотят».

Как куют историю в ангарах

Чтобы увидеть рабочие будни членов клуба, командир посоветовал мне обратиться к одному из своих ребят – Александру Ильину. И тот с радостью откликнулся на просьбу провести экскурсию по «базе». «Гостям мы рады, но у нас не прибрано», – с улыбкой предупредил он. Впрочем, нас это нисколько не испугало.

Оказалось, что под базой Клуба подразумевалась временная мастерская, организованная на территории бывшего таксопарка. Ее владелец – Андрей Коннов, мастер спорта по автомобильным гонкам международного класса – безвозмездно предоставил помещение для нужд Клуба. Здесь, в ангаре, по соседству с обычным автосервисом, ребята деталь к детали, с помощью молотка, дрели и газосварочного оборудования восстанавливают историю.

В данный момент полным ходом идет реставрация автомобиля ГАЗ М1, который уже 9 мая 2015 года должен встать в колонну на Параде. А потом «пробежаться» по городам России вместе со своими четырехколесными «однополчанами»: Москва, Рязань, Саранск, Ульяновск, Самара... Перечень населенных пунктов ширится год от года.

Я захожу в мастерскую. Действительно, не прибрано... Рабочий процесс диктует свои условия. Меня встречает мужчина с добродушным лицом, средних лет, одетый в рабочее. Валерий. Кажется, он немного стеснялся диктофона и фотокамеры. «А с помощью чего вы восстанавливаете автомобили?», – с ходу спрашиваю я, не узрев поблизости ни станков, ни сложного оборудования. Он кивает на свое рабочее место, на котором лежат молоток, тиски и несколько отверток. «Еще сварка», – добавил он, вытирая руки черной от мазута тряпкой.

Посередине небольшого помещения стоит «скелет» легендарного ГАЗ М1, на который умельцы уже начали наращивать железное «мясо». «Эмка», так называют его в народе. Этот советский легковой автомобиль серийно производился на Горьковском автомобильном заводе с 1936 по 1943 годы.

Машины буквально «сшивают» из железных лоскутов

Очень важно, чтобы автомобиль максимально точно повторял своего исторического донора. Именно по этой причине на восстановление машин уходит так много времени. Кроме того, нужно помнить, что авто попадают в руки членов клуба в плачевном состоянии. Ведь им по 60-70 лет. Менять, обновлять, реставрировать приходится многое. Начиная от мотора и заканчивая шильдиками на решетки радиаторов.

Но есть и еще одна причина того, что на ретроавтомобили ставят новые, современные агрегаты. Если делать машину такой же, какой она выпускалась на заводе в 40-ых годах, то в современном потоке автомобилей ездить на ней будет нереально. «Там не было гидравлики, иначе устроены газ-сцепление-тормоз, машина не была приспособлена для стояния в пробках, – поясняет Валерий. – А нам важно, чтобы автомобиль хорошо чувствовал себя и в городском потоке, и мог проходить большие расстояния в несколько сотен километров».

В «эмке» «родные» – только рама и часть кузова, включая все двери. Все остальное пошло под замену. «Она собрана из двух машин, – вытирая пот со лба, как бы невзначай замечает Валерий. – Вторая – тоже «эмка», сильно пострадавшая. Сняли с нее оригинальные детали – все, какие можно было».

Я подхожу ближе, замечаю, что машина буквально «сшита» из «лоскутков» от различных автомобилей. Валерий поясняет, что задний мост стоит от «Волги», «кардан», двигатель, передняя подвеска – от УАЗ. Причем подвеска – от очень редкого заднеприводного УАЗа, которые выпускались всего четыре года с 1961 по 1965 года. «Салон тоже будет сделан по-новому, максимально приближено к оригиналу, но сделаем акцент на больший комфорт для водителя и пассажиров», – обещает Валерий.

При восстановлении машины умельцы используют три вида сварки: газосварка, электросварка и «кемпи» – точечная сварка. На первом этапе, который носит условное название «демонтаж», используется газосварка. Так как многие детали «прикипели», то есть заржавели до диффузии, приходится их разогревать, чтобы разобрать. «При работе с рамой используется электросварка, потому что металл толстый – 5-7 мм, – поясняет Валерий. – При работе с кузовом используется точечная сварка, затем места сварки будут зачищены, а швы будем лудить – выравнивать при помощи олова. Эта технология применялась при сборке автомобилей на заводе».

Примечательно, что все автомобили, которые прошли через умелые руки членов клуба Памяти, на ходу и вполне надежны. «"Виллис", ГАЗ 67-ой и «Додж» 51-ый. Они с УАЗовскими двигателями. «Додж» уже прошел в районе трех тысяч километров. Они ездят, причем едут куда угодно. Запчасти на эти авто, если что-то экстренное на дороге случилось, можно купить в магазине», – добавил Валерий.

История на «задворках» Родины

«Доноры» восстановленных экземпляров – ветхие автомобили 30-40 годов выпуска – попадают к умельцам из различных мест. Некоторые привозят хозяева, которым они достались по наследству, а какие-то приходится вымаливать. Естественно, не бесплатно. Находят автомобили в селах, в лесах, а иногда и в обычных жилых дворах. Так, например, недавно, в одном из частных блогов ребята наткнулись на фотографии BMW 1938 года выпуска, сделанные в полузаброшенном жилом квартале. Экземпляр интересный, но пока что вопрос о выкупе этого автомобиля не стоит – все силы брошены на восстановление существующей у Клуба техники.

«Эмку», которую клуб восстанавливает сейчас, тоже нашел блоггер. Он заметил ретроавтомобиль в одном из сел, сообщил членам клуба, после чего машину выкупили и привезли на базу.

Душа железных вояк

Каждый автомобиль, который попадает в руки членам клуба, имеет свою интересную, неповторимую историю. Еще бы! Воевавшая машина по определению не может быть просто куском металла. «А «Доджей» привезли всего три штуки из Забайкалья, – рассказывает Александр. – Как известно, они шли к нам по «ленд-лизам» и мы должны были их вернуть назад американцам. Эти машины нашел Захаров Владимир по Интернету, они находились в поселке под Читой».

В клуб автомобили попали в плачевном состоянии. Они были не на ходу. Их привезли в контейнере, как груду металлолома, и смотреть на них без слез было невозможно... Ребята из Клуба приняли волевое решение – из трех военных «Доджей» сделать два. Восстановление кузова производили на базе автомастерских одного из активистов Владимира Захарова в поселке Придорожный Самарской области, а начинку собирали уже на базе в городе Отрадный. Там были соответствующие приспособления для сборки. Первых два авто ГАЗ – 67Б и «Виллис», владельцем которого является Александр Паулов, восстанавливали там же. Кстати, не лишним будет заметить, что Захаров за свой счет восстановил для Клуба пять автомобилей.

Что нам стоит танк построить?

Результаты работы членов клуба «Они сражались за Родину» люди видят во время реконструкций военных сражения. Самая масштабная из них была проведена 27 июля текущего года на берегу Волги. Это была «битва за Севастополь», которую пришли посмотреть более десяти тысяч человек.

Размах постановки действительно поражает! Машины, мотоциклы, пушки, самолеты и... даже танк! Александр рассказал мне, что умельцы, знакомые членов Клуба, собрали реплику легендарного танка Т4. «Тигр», такое прозвище дали ему еще в годы ВОВ.

В качестве «базы» местные кулибины использовали тягач МТЛБ. Они постарались воспроизвести основные показатели, но, понятно, что средств и условий на все нюансы не хватило. Есть несоответствия по длине ствола, по внешнему виду башни, по «гусенице» и другие «косяки». Но для рядового обывателя они не видны, поэтому реплику совершенно спокойно использовали на день ВМФ. Конечно, согласовать с ГИБДД транспортировку такого аппарата было непросто. Но члены клуба готовы пройти семь кругов бюрократического ада, лишь бы дать возможность людям прикоснуться к истории.

Кстати, интересный момент связан с хранением военной техники. Каждый владелец держит ее у себя – дома, на даче, в гараже. Ведь условий для нормальной локализации у Клуба нет.

Критиковать – не строить

Казалось бы, ребята из клуба занимаются не просто полезным, а святым делом. Но не все разделяют эту точку зрения. В Интернете, в блогосфере, можно встретить людей, которые осуждают подобную деятельность и буквально ненавидят членов клуба. «Почему-то у этих людей сложилось мнение, что мы просто купили где-то форму советских солдат, надели ее и ходим на Парады, – рассказывает Александр. – И у меня даже нет желания переубеждать их, потому что очень много дел куда более важных и нужных. Им даже лень свою пятую точку от дивана оторвать, встать из-за компьютера и сделать что-то полезное. Зачем мне тратить на них силы и время? Главное для меня – я вижу глаза ветеранов, вижу и слышу благодарности тех, кому это важно и нужно, кто чтит память своих предков. Я занимаюсь военной техникой, военной реконструкцией ради них».

Перед тем, как попрощаться, я спросила его – а сколько вы лично вкладываете в восстановление автомобилей? Если не переводить на деньги. На что Александр, улыбнувшись, задает встречный вопрос: «А как можно оценить то, что моя жена второй год не видит меня по субботам?». Потом отшучивается, кивнув на «эмку» и лежащие на столах детали от пулеметов и пушек, которые предстоит восстанавливать – у кого-то есть любовница, а у меня их вон сколько... И всех их я люблю одинаково сильно.

Восстановление оружия и формы времён ВОВ проходит под руководством старейшего реконструктора Александра Редина. Именно по его чертежам была восстановлена пушка «трехдюймовка» 1902 года, которых по России всего девять штук.

Фото: Фото Андрея Тишина и из архива Клуба памяти

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
26
ТОП 5
Мнение
Рушим миф про красных снегирей: две яркие птицы — вовсе не парочка
Мария Вершинина
Журналистка из Архангельска
Мнение
«Город разобщает, в городе начинаешь лениться»: северянка рассказала, почему хочет жить в деревне
Мария Вершинина
Журналистка из Архангельска
Мнение
«Копай и собирай мешки бесконечно»: неравнодушная россиянка поехала волонтером в Анапу и показала масштабы трагедии без прикрас
Дарья
Мнение
Когда преследует она: откровенный рассказ пострадавшего от сталкерши
Анонимный автор
Автор предпочел остаться неизвестным
Мнение
«Зовите командира, я научу его летать». Бортпроводник — о самых неприятных пассажирах
Кирилл Фрош
Рекомендуем
Объявления