Первый зампред комитета Госдумы по образованию Олег Смолин готовит проект закона, который разрешит выдачу юношеских водительских удостоверений с 16 лет.
Это значит, что подросток с 16 лет сможет пройти обучение в автошколе, сдать экзамен в ГИБДД и получить водительские права. Однако управлять транспортным средством молодой человек сможет только в присутствии другого водителя – более опытного, стаж которого не менее трёх лет. Кроме этого молодым водителям будет запрещён выезд на федеральные трассы.
«Аналогичное водительское удостоверение существовало в СССР, а сегодня функционирует в современной Германии. Идея законопроекта назрела давно, и она представляется нам абсолютно правильной. За право водить машину с 16 лет ранее высказывались многие российские эксперты в области подготовки водителей. Мы обязательно пропишем в законопроекте ответственность за возможные нарушения правил дорожного движения, которую будет нести человек, сопровождающий ребенка», – рассказал Олег Смолин.
Необходимость такой ранней выдачи прав законодатель объясняет вот чем: обучаться в автошколе в РФ можно с 16 лет, а сдать экзамен в ГИБДД и получить права – только с 18. Такой двухлетний перерыв негативно сказывается на навыках водителей. За пример законодатель берёт опыт Германии, где допускать 16-летних к рулю официально стали лишь в 2013 году, но только в сопровождении взрослого, а получить права в Германии можно с 17 лет.
Подобная практика показала, что юные водители, сопровождаемые взрослыми, практически не попадают в аварии. Однако немаловажен тот факт, что до этого в Германии была принята целевая программа, которая помогла за 20 лет сократить количество погибших на дорогах с 22 тысяч до 3700. Причём ужесточение касалось не столько нарушений правил, сколько пересмотра системы подготовки водителей. В России же данный процесс только начался, и к чему он приведёт – пока не известно. А пока не налажена система работы автошкол, говорить о том, чтобы выпускать на дороги несовершеннолетних, бессмысленно.
К работе над законопроектом будут привлечены депутаты Госдумы, а также представители профильных ведомств и общественных организаций. По словам Олега Смолина, экспертному сообществу предстоит кропотливая работа, поскольку необходимо проработать все законодательные нюансы и учесть интересы всех участников дорожного движения.
Депутат Госдумы Андрей Свинцов считает, что снижать возрастной порог для вождения на сегодняшний день преждевременно: «Сегодня у нас и 18-летние толком ездить не умеют, к тому же очень плохое качество дорог. Да и не все автошколы добросовестно учат. В перспективе эта инициатива достойна рассмотрения, но сначала нужно навести порядок в автошколах, добиться, чтобы не покупали права, отремонтировать дороги, светофоры».
В США практика раннего вождения существует уже давно. Минимальный возраст для получения водительских прав отличается в разных штатах – от 14 лет и 3 месяцев (в Дакоте) до 17 лет (в Нью-Джерси).
«Лично я категорически против появления на дорогах Архангельска стольких молодых водителей. Пускай даже рядом будет находится взрослый опытный человек – в ситуации ДТП он мало чем сможет помочь, это ведь не инструкторская машина со вторым набором педалей. Качество дорог у нас оставляет желать лучшего, случается, что и бывалые водители попадают в аварии, что говорить о начинающих», – комментирует инициативу читатель 29.ru Антон Земцов.
Фото: Фото с сайта Flaker.pl