2015 год обещает быть стартом взимания платы с грузовых автомобилей свыше 12 тонн за проезд по федеральным трассам. Кроме этого Министерство транспорта, беспокоящееся о том, что водители начнут искать объездные пути по региональным дорогам, занимается подготовкой условий для введения платы за движение по межмуниципальным и областным трассам.
Но это ещё не все идеи Минтранса. Дополнительно рассматривается возможность обложения платой проезда грузовиков массой от 3,5 тонн. Система взимания платы будет распространяться на 50 774 километра федеральных автомобильных дорог. Некоторые российские автомагистрали вне сомнения нуждаются в серьёзной реконструкции, а в дальнейшем – в поддержании достойного состояния. Больший вред, конечно же, федеральным, а также региональным трассам наносят грузовые автомобили. По подсчётам экспертов, урон от них ежегодно составляет 2,6 триллиона рублей. «Несмотря на то, что среди движущихся автотранспортных средств по федеральной сети автомобили тяжелее 12 тонн, по статистике, составляют 3,6%, вред, причиняемый ими, оценивается уже в 56% от общей массы, – говорит руководитель Росавтодора Роман Старовойт, – поэтому мы решили пойти по пути многих стран Европы и Северной Америки».
Ориентировочно грузовики тяжелее 12 тонн за проезд по федеральным трассам будут платить по тарифу 3,7 рубля за километр. Сборы обещают составить порядка 100 миллиардов рублей в год. Если же сбор будет введён на региональных и муниципальных дорогах, то это дополнительно позволит собрать около 300 миллиардов рублей в год. Если же будут добавлены сборы с 3,5-тонных авто, то это пополнит бюджет ещё на 400 миллиардов рублей.
В Архангельске эту идею, конечно же, поддержали. «Взимание платы за проезд по региональным трассам с машин весом более 12 тонн положительно скажется на состоянии сети автодорог. Речь, прежде всего, идёт о дорогах транзитного направления, проходящих по территории Архангельской области. Это трассы на маршрутах Вологда – Республика Коми и Долматово–Пудож. При этом представителям крупного бизнеса (новые меры в первую очередь коснутся именно их) важно понимать, что делается это не ради извлечения прибыли, а для поддержания региональной сети автодорог в надлежащем состоянии», – отмечает заместитель директора дорожного агентства «Архангельскавтодор» Денис Кулижников.
Однако не все так оптимистично относятся к введению тарифов. Одни считают, что сперва было бы неплохо построить хорошие дороги, способные выдерживать тяжеловесные грузовики, а затем уж требовать плату за проезд. А то по сути перевозчику придется платить за «движение по тому, чего нет». Другие опасаются, что как итог – взлетят цены. Евгений Москвичев, председатель комитета Госдумы по транспорту считает: «Необходимо прежде всего пересмотреть тариф. 3,5 рубля за один километр пробега – это дорого. Как только транспортная составляющая в цене товара вырастает на один процент, товар становится дороже как минимум на три процента. Думаю, граждане России будут недовольны, что подорожает хлеб, соль, мясо и остальные товары. Не спорю: платные дороги на территории РФ могут существовать, но их должно быть не более двух–трех процентов от общей протяженности. В противном случае необходимо отменять акцизы на топливо, транспортный налог и т. д.».
Контроль собираются осуществлять с помощью системы мобильного (курсирующие по федеральным трассам специальные автомобили – не менее 180 штук) и стационарного контроля (рамные конструкции на трассах – не менее 480 штук). Система контроля будет регистрировать нарушения в автоматическом режиме с использованием средств фото- и видеофиксации. При этом, нововведение коснётся не всех автомобилей, от платы освободятся социально значимые виды перевозок: грузовые машины, предназначенные для перевозки людей, а также специальные транспортные средства (пожарные, полиция, МЧС).
Фото: Фото с сайта Belta.by