С 1 апреля 2015 года вводятся новые тарифы по ОСАГО. Событие знаковое, и неплохо бы водителям и законодателям задуматься о введении в закон такой нормы, как «добровольное возмещение ущерба». И вот почему.
От ошибки на дороге не застрахован никто. Последствия ошибки в материальном плане для водителя-виновника в ДТП могут быть катастрофическими: на оплату ущерба пострадавшему могут уйти достаточно большие суммы. Немаловажно и то, что виновник может оказаться нищим. Тогда пострадавшему можно забыть о возмещении.
Страхование гражданской ответственности позволяет перераспределить возмещаемый ущерб на всех страхователей, то есть на всех водителей, которые заключили договор ОСАГО.
На сегодняшний день альтернативы полису ОСАГО как экономической защиты пострадавшего и виновного не существует.
Оборотная сторона ОСАГО – вседозволенность. Зачем водителю заботиться о безопасности, если все расходы в случае ДТП будут покрыты из кармана других водителей? И здесь на помощь приходит коэффициент «бонус-малус»: чем больше водитель совершает аварий, тем дороже будет стоить страховка. И наоборот.
Немного посчитаем. Стоимость закрытой страховки при заключении первого договора на автомобиль с двигателем до 100 л.с. составит для такого города, как Челябинск, 5662,80 руб. В последующем при безаварийной езде стоимость страховки будет постепенно снижаться. Если водитель стал виновником ДТП, то ему на следующий год выставят повышающий коэффициент, который в последующем также будет снижаться. За пять лет разница в оплате страховки из-за одной аварии составит 7927,92 руб.
Еще интереснее расчет, когда в первый год водитель совершил не одно, а два ДТП. Тогда переплата за пять лет составит уже 23 783,76 руб.
Вывод напрашивается сам собой. Водитель должен знать, какова будет переплата в том или ином случае. Учитывая, что после ДТП придется ехать в свою страховую компанию, возможно, и не раз, и автомобиль разрешается ремонтировать только через 15 дней, то есть после осмотра экспертами, то даже при совершении первой аварии с ущербом менее 10 тысяч проще добровольно возместить ущерб на месте.
Что такое 10 тысяч? Например, ремонт бампера на таком автомобиле, как Renault Logan.
И обращаю еще раз внимание, расчеты приведены для закрытой страховки, для не самых мощных автомобилей, для опытных водителей, всего за пять лет и по старым тарифам.
Если брать открытую страховку или водителей со стажем менее трех лет и автомобили помощнее, то суммы можно смело удваивать и утраивать. Например, для новичка на автомобиле с двигателем свыше 150 л. с. переплата за пять лет в случае одного ДТП в первый год составит 17 873,87 руб., двух ДТП – 51 315,29 рублей.
Раньше переплату инфляция съедала за несколько лет, и отдавать деньги единовременно было не очень разумно. Сейчас, когда тарифы будут пересматривать каждый год, переплата может ударить по карману.
Теперь вспомним, что большинство выплат по ОСАГО происходит именно по мелким ДТП. И вполне уместно говорить о введении в закон нижнего порога при возмещении ущерба или о добровольном возмещении ущерба виновником. Было бы неплохо, если бы вместе с полисом и «Извещением о ДТП» водитель получал бы еще и табличку, сколько он переплатит за страховку в случае совершения ДТП.
Помимо коэффициента «бонус-малус» при расчете стоимости ОСАГО применяются и другие коэффициенты в зависимости от территории преимущественного использования, мощности двигателя и так далее.
Какие коэффициенты не предусмотрены на сегодняшний день, но, по моему мнению, должны быть включены при расчете стоимости страховки?
Во-первых, повышающий коэффициент при нарушениях ПДД, которые повлекли за собой лишение права управления. Кто больше рискует, тот больше платит!
Например, попался водитель пьяным за рулем, изволь в течение, допустим, 10 лет платить за полис сумму в два-три раза большую.
Сейчас при совершении ДТП пьяным водителем страховая компания возместит ущерб пострадавшему, но затем все уплаченные деньги взыщет с виновника. Никаких иных инструментов воздействия на пьяниц за рулем законом «Об ОСАГО» пока не предусмотрено.
Во-вторых, повышающий коэффициент для старых автомобилей. Новые автомобили лучше обеспечивают как безопасность водителей и пассажиров, так и безопасность пешеходов. И ОСАГО может стать инструментом принуждения водителей покупать современные автомобили.
Таким образом, у государства есть возможность, как снизить стоимость ОСАГО для водителей, так и расширить воспитательное воздействие автогражданки.
Юрий Панченко известен как автор книги «Водитель – инспектор. Разговор на равных» (издана совместно с интернет-сообществом «Юридическая грамотность автомобилистов») – книга, в которой в доступной форме объясняются нюансы правовых отношений сотрудников полиции и рядовых автомобилистов в наших реалиях. Юрий является также преподавателем автошколы, автоюристом и занимается выпуском иллюстративных материалов для объяснения правил дорожного движения.