Наконец, ситуация с ОСАГО начала улучшаться. В Центрбанке отмечают, что после повышения тарифов с 12 апреля резко упали жалобы граждан, которыми до этого буквально заваливали ЦБ.
Только за первый квартал текущего года в Службу Банка России по защите прав потребителей финансовых услуг поступило около 13 тысяч обращений и жалоб, и более половины из них касались проблем с покупкой полисов ОСАГО.
Россияне, стремясь хоть как-то выгадать, пытались приобрести страховки, воспользовавшись образовавшимся «окном»: с 1 апреля (начало действия новых региональных коэффициентов страховых тарифов и увеличение страховой суммы, которая будет возмещена в случае причинения вреда жизни или здоровью потерпевшего) по 12 апреля (день увеличения базового тарифа от 40 до 60%). Однако страховые к такому манёвру оказались не готовы.
Президент Владимир Путин в ходе прямой линии объяснил необходимость повышения стоимости ОСАГО тремя основными факторами: неизменность тарифа в течение 11 лет, рост стоимости запчастей в связи с курсовой разницей, а также рост стоимости платежей, связанных с охраной жизни и здоровья людей. Прогнозы специалистов были следующими: «Повышение тарифа должно очень серьезным образом стабилизировать ситуацию на рынке ОСАГО», – заявлял заместитель председателя Центрального банка Владимир Чистюхин. Также эксперты уверены, что теперь у страховщиков нет аргументов, чтобы не продавать полисы и нет необходимости навязывать дополнительные услуги.
Однако есть и другая сторона медали. Автомобилисты, которые не захотят из своего кармана оплачивать убыточность страховых компаний, могут попросту отказаться от страховки. «Нынешнее резкое повышение тарифов вызовет всплеск отказов от приобретения полисов, рынок заполонят поддельные полисы, будет много утерянных бланков, – прогнозирует руководитель Федерации автовладельцев России Сергей Канаев. – В конечном итоге будет утрачен смысл страхования. Даже добросовестные водители поймут, что страховать бессмысленно: если машина виновника аварии не застрахована – значит, ремонтировать ее придется за свой счет. На наш взгляд, повышения стоимости ОСАГО ничем не мотивировано. Страховщики не раскрывают данные о доходности отрасли. А по нашим расчетам, они и при старых тарифах были в плюсе, и нынешнее повышение лимитов не требует такого резкого увеличения цен».
Федерация автовладельцев России считает, что корректировки требует сама система ОСАГО. По их мнению, страховые компании должны стать простыми операторами, получающими 23% от страховых премий, а все остальные деньги зачислять на единый счёт Центрального Банка. Тогда у страховщиков попросту не будет надобности обсчитывать клиентов.
Кроме уже работающих изменений в системе ОСАГО готовится нововведение: с 1 июля 15 года получить полис можно будет самостоятельно через Интернет. Для водителей это несёт ряд преимуществ: не выходя из дома оформить страховку, не возить с собой бумажный полис, да ещё сэкономить 10% в виде комиссии, взимаемой агентами и брокерами. Однако воспользоваться таким благом смогут не все. «Тем, кто впервые получил права, приобрел новый автомобиль или вообще не имел полиса ОСАГО, придется посетить страховую компанию, где будет идентифицирована его личность при заключении договора», – пояснил Владимир Чистюхин.
Вопрос, насколько это будет безопасная и защищённая от мошенников процедура, пока находится в разработке.
Фото: Фото с сайта Newtariffs.livejournal.com