Уже в конце мая в России может быть утвержден список товаров, на которые распространится схема так называемого параллельного импорта. Благодаря ему существенно могут подешеветь запчасти для иномарок.
Идею легализации параллельного ввоза в Россию ряда товарных групп (лекарства, медицинское оборудование и автозапчасти) поддержал сам премьер-министр Дмитрий Медведев. Точный перечень позиций должен быть согласован уже к концу текущего месяца.
Параллельный импорт представляет собой следующую схему: импортёр ввозит в страну товар без согласования с его производителем (например, когда продукт закуплен в третьей стране). Это нарушает монополию правообладателя на установление условий поставок, а главное – цен. В этом случае становится возможен демпинг и продукция обходится потребителю на 30–60% дешевле.
В России параллельный импорт запрещён с 2002 года. Поставлять товар в страну может исключительно правообладатель торговой марки, либо его официальный представитель. Если же разрешения на ввоз нет, то комплектующие автоматически признаются контрафактом.
Дмитрий Медведев считает, что снятие запрета с параллельного импорта на запчасти поддержит автопром и увеличит розничный сбыт автокомпонентов. «Продукцию можно будет закупать в третьих странах, где она стоит дешевле, импортировать её на нашу территорию без ведома производителя или правообладателя. Естественно, это может сказаться на ценах в сторону их уменьшения», – отметил премьер-министр.
Столь оптимистично на данный процесс смотрят не все. Заместитель руководителя Федеральной таможенной службы Татьяна Голендеева опасается, что в страну хлынет некачественная продукция. А проверять товары на достоверность без подтверждающих документов правообладателей таможенники не готовы. Кроме того, ФТС категорически против, чтобы параллельный импорт позволял ввоз продукции, некачественность которой представляет высокий риск для потребителя. В частности речь идёт о комплектующих для гражданских и военных самолётов.
С осторожностью к инициативе относятся и архангелогородцы. «Если параллельный импорт действительно повлечет снижение цен, то это очень хорошая мера, так как на данный момент цены вместе с курсом иностранной валюты поднялись, а снижаться не собираются. Лишь бы это не повлекло за собой увеличение количества подделок. Ведь жизни огромного количества людей зависят от качества запчастей», – считает генеральный директор ООО «АвтоФарм» Сергей Шелашский.
Над падением цен работает и Федеральная антимонопольная служба: законопроект, предложенный ФАС, должен защитить интересы инвесторов. У правообладателя появится право запрещать или ограничивать ввоз в Россию тех деталей, которые он продает или производит в других странах только при условии, что аналогичный товар он будет выпускать в России в рамках локализации производства взаимозаменяемых товаров. В ФАС полагают, что эти изменения повысят конкуренцию среди поставщиков деталей, что приведёт к снижению цен на автозапчасти.
Фото: Фото с сайта Eusiti.it