Архангелогородцы до сих пор вспоминают далеко не добрым словом занимавшего в 2003 году пост мэра города – Олега Нилова. Именно его решением была закрыта самая северная трамвайная система, просуществовавшая в столице Поморья 88 лет.
56 километров трамвайных путей и пять маршрутов охватывали практически весь город. В годы Великой Отечественной войны трамваями перевозились воинские грузы, а в 2004 году система была признана убыточной и ликвидирована. Конечно, горожан заверяли, что дороги будут шире, что автобусы – намного удобнее, однако чуда не случилось. Количество автомобилей растёт, дорожные заторы увеличиваются, а альтернативы у архангелогородцев нет: пазики – практически единственное средство массового передвижения. Экологически чистый вид транспорта – трамвай – канул в Лету.
Так бы и остались нам грустные воспоминания и тяжёлые вздохи о далёком прошлом, если бы не распоряжение архангельской мэрии от 06 сентября 2013 года «Об утверждении проекта планировки района «Соломбала» муниципального образования «Город Архангельск». В нём подробно описан план, какие изменения ожидают Соломбалу: в сфере строительства недвижимости, жилищно-коммунального хозяйства и развития улично-дорожной сети и транспорта. Что касается последнего пункта, то значится следующее:
Реконструкция улиц, расширение проезжих частей – магистральных улиц до 15–16 м на I очередь строительства (2017 год).
Строительство линии трамвая и троллейбуса вдоль улицы Советская, протяжённостью 5,3 км – на I очередь строительства (2017 год).
Строительство несколько транспортных развязок:
• на расчетный срок: на пересечении ул. Красных Партизан и Шиловского шоссе (название условное), на пересечении ул. Мостовая и Шиловского шоссе (название условное), развязки в двух уровнях на пересечении ул.Корпусная и Шиловского шоссе (название условное); и т. д.
Соответственно, компанию соломбальскому трамваю составит троллейбус, просуществовавший в Архангельске 34 года и ликвидированный в 2008-м. После этого были попытки возрождения троллейбусного движения, но они не увенчались успехом.
Вот как инициативу мэрии прокомментировал депутат областного Собрания от Соломбалы и Маймаксы Эрнест Белокоровин: «Мне кажется, что данная информация либо ошибка, либо была размещена в районе 1 апреля. Потому что средства в бюджете на такое строительство вряд ли есть. Конечно, я за то, чтобы в Архангельске возродился трамвай и троллейбус, пускай он будет передвигаться не по самому центру города, где всё и так сложно с дорожным движением, но это значительно поправит экологическую обстановку в городе. Ведь пазики уже всем надоели. Перевозчики, поднимая проезд до 21 рубля, обещали потратить средства на низкопольные автобусы, но обещаний своих они не сдерживают.
Для возрождения нужны огромные средства – это и трамвайные пути и троллейбусные линии. А где этот транспорт будет ремонтироваться? На месте троллейбусного парка растёт очередной торговый центр. Вся инфраструктура у нас была утрачена».
Вы бы хотели, чтобы в Архангельске снова появились трамвай и троллейбус?
Фото: Фото из группы ВК «Архангельский трамвай. Забытое прошлое»