Инициатива уже была принята Государственной Думой в первом чтении и готовится ко второму. Между тем на специальном сайте «Вече» начались общественные обсуждения данного вопроса.
Чтобы не пугать всех людей, имеющих перед своими детьми материальные обязанности, стоит пояснить: изъятие прав будет применяться лишь в том случае, если размер задолженности по алиментам превышает 10 тысяч рублей. В документе отмечено: если должник не выплачивает в срок соответствующие средства, «судебный пристав вправе по заявлению взыскателя или собственной инициативе вынести постановление о временном ограничении права должника на управление транспортным средством и/или судном». Нарушитель обязан в течение пяти дней со дня получения постановления сдать документ, дающий право на управление транспортным средством, судебному приставу. Пока ребёнку на счёт не поступят средства – родитель за руль сесть не имеет права.
Чтобы обрисовать глобальность безответственности родителей перед детьми, стоит представить следующие цифры: Федеральная служба судебных приставов РФ насчитала в стране более 600 тысяч должников по алиментам, владеющих водительскими правами. По данным на 1 января 2015 года, задолжали такие выплаты 936 тысяч человек.
Однако существуют случаи, когда лишать прав алиментщиков попросту нельзя, законопроект прописывает и эти тонкости. Речь идет о следующих ситуациях:
когда ограничение лишает неплательщика алиментов «основного законного источника средств к существованию»;
«если использование транспортного средства является для должника и проживающих с ним членов семьи единственным средством для обеспечения их жизнедеятельности с учетом ограниченной транспортной доступности постоянного места проживания»;
если должник пользуется транспортным средством в связи с инвалидностью, или же на его иждивении находится лицо, признанное инвалидом I или II группы, ребенком-инвалидом.
«В нашей стране матери-одиночки абсолютно не защищены. С мужем мы развелись, как только появился ребёнок, на протяжении всех 18 лет мы не видели ни копейки алиментов. Работал бывший муж неофициально, имущества якобы никакого не имел, поэтому и описывать приставам было нечего. Беседы на него не действовали. Приходилось из всех сил выкручиваться самой, чтобы вырастить ребёнка достойно», – рассказывает архангелогородка Кристина.
Как это часто и бывает, общественность разделилась на два лагеря: за и против. «Против» – либо сами должники, либо те, кто с подобной ситуацией никогда не сталкивался, и не представляет, как трудно одному родителю воспитывать ребёнка или даже не одного. «За» выступают те, кто осознаёт эффективность запретительных мер.
Столь же горячие споры шли, когда судебные приставы стали ограничивать алиментщикам выезд за границу. По последним данным, сейчас в списке невыездных находится почти 440 тысяч должников. На всех они должны более 400 миллионов рублей. Среди невыездных больше половины – 221 тысяча человек – алиментщики. Их общий долг – более 37 миллионов рублей. Если инициатива всё же будет принята, то кроме «невыезда» им грозит и потеря прав.
«Я абсолютно поддерживаю данную инициативу. Если родители не желают думать о том, что ребёнок ест и ест ли он вообще – то почему государство должно щадить таких «кукушек»? С них нужно спрашивать по полной!» – считает северодвинский автоюрист Владимир Семёнов.
Фото: Фото из фотобазы Rugion