С 1 июля этого года изменился порядок оформления дорожно-транспортных происшествий. Теперь не только приветствуется, если водители, попавшие в ДТП, самостоятельно составят схему аварии и сделают фотографии, но они еще и могут получить штраф, если не уберут машины с проезжей части.
Поправки в ПДД предусматривают, что после фиксации дорожно-транспортного происшествия автомобили должны быть убраны с проезжей части. Для непослушных есть статья 12.27, часть 1 КоАП РФ «Невыполнение водителем обязанностей, предусмотренных Правилами дорожного движения, в связи с дорожно-транспортным происшествием, участником которого он является» и штраф – одна тысяча рублей.
Конечно, убирать машины можно не во всех случаях. Это запрещено делать:
Если причинен малейший вред здоровью человека.
Если вред причинен только автомобилям, в аварии не более двух участников, но они не согласны с оценкой обстоятельств – необходимо сообщить в полицию. Тогда решение принимает уже сам полицейский: либо на место происшествия выедут сотрудники ГИБДД, либо водители сами подъедут на ближайший пост ДПС. Во втором случае нужно выполнить ряд необходимых условий: зафиксировать место и обстоятельства ДТП на фото и/или видео и изобразить в виде схемы; установить свидетелей, записать их контакты; неплохо бы провести замеры от стационарных объектов (столба, знака, края дороги).
«Каждому водителю нужно иметь при себе распечатку новых пунктов 2.5, 2.6 и 2.6.1, – рекомендует заместитель начальника УГИБДД УМВД России по Архангельской области Сергей Рудный. – Там прописан четкий алгоритм действий, в случае аварии вы всегда можете посмотреть эти три пункта. Изменения внесены в правила для того, чтобы из-за мелких ДТП, где машины получили незначительные повреждения, не создавались пробки».
При кажущихся удобствах далеко не все водители готовы самостоятельно разбираться в тонкостях аварии. Больше половины в случае ДТП будут дожидаться сотрудников дорожной полиции даже несмотря на то, что им придётся заплатить штраф.
«В случае ДТП я бы ни за что не стала оформлять аварию сама, потому что уверена, что допустила бы кучу ошибок по незнанию, которые встали бы мне потом дороже, чем тысяча рублей штрафа», – считает северодвинская автомобилистка Марина Лиг.
Однако исполнительный директор Российского союза автостраховщиков Евгений Уфимцев уверен, что самостоятельное оформление ДТП ещё только набирает обороты. Это подтверждается и статистикой РСА: число страховых случаев, урегулированных по европротоколу в рамках прямого возмещения убытков, в первом полугодии 2015 года выросло почти в два раза и превысило 81 тысячу по сравнению с 46 тысячами за аналогичный период 2014 года. «Все же смущает, что больше половины респондентов отметили, что при ДТП будут ждать ГИБДД, невзирая на угрозу штрафа. Хотя этому есть объяснение: система ОСАГО в России молодая, европротокол еще моложе, поэтому должно пройти время, чтобы водители привыкли к мысли, что проблемы на дорогах можно решать самим – быстрым и современным способом, без присутствия полиции. Думаю, что популярность европротокола будет только возрастать – и большие города, стоящие в пробках нередко из-за пустяковых аварий, вздохнут с облегчением», – считает Евгений Уфимцев.
Фото: Фото из базы Rugion, инфографика Эдуарда Фадюшина