В столице Поморья идёт сезон активного ремонта дорожного полотна. Однако даже на отремонтированных участках невооружённым глазом видно, что асфальт около колодцев долго не продержится. После дождей уже образовываются лужи, которые размоют полотно. Плюс к этому стоит прибавить зыбкую почву – болото, на котором построен город.
Вообще, в Архангельске колодезные люки на проезжей части доставляют водителям множество неудобств. Часть из них выступает над уровнем дорожного полотна на два-три сантиметра, часть провалилась на несколько сантиметров вниз. Порой неплотно закреплённые крышки люков и вовсе отлетают, что приводит или к ДТП, или к человеческим жертвам. Чудовищный случай произошёл в Архангельске в 2013 году. Недалеко от перекрёстка проспекта Обводный Канал и улицы Выучейского около ворот школы №8 находились два открытых колодца, ничем не огороженных. Со слов очевидцев, около колодцев на дорогу присел мужчина, возможно, он был пьян, а может, подвело здоровье. Немного посидев, он стал наклоняться и головой вниз упал в открытый колодец, глубина которого была около пяти метров, а далее – вода. Спасатели из колодцы извлекли лишь труп мужчины, спасти его не удалось. Про нескончаемый поток ДТП по вине выступающих или провалившихся колодцев говорить не приходится. «В Архангельске с колодцами всё очень плохо. Они располагаются прямо на проезжей части, причём по несколько штук на небольших участках. А поскольку их содержание оставляет желать лучшего, приходится их объезжать, постоянно виляя по дороге», – рассказывает архангельский автомобилист Константин Ерёмин.
Возникает резонный вопрос: почему колодцы нельзя перенести с проезжей части, например, на тротуар, где дорога разбивается не так быстро. По сути, «люковое» наследие нам досталось с середины прошлого века, когда инженерные сети прокладывались в огромном количестве под дорогами (потому что так проще их найти инженерным службам) и никто не предполагал, что автомобильный поток так разрастется. Конечно, сегодня колодцы стараются выводить на тротуары, разделительные полосы и зеленую зону, но речь здесь идёт, скорее, о больших городах, Архангельск не в их числе. К тому же организации, обслуживающие подземные коммуникации, выносят люки туда, куда именно им удобно, не согласуя свои действия с другими. Отсюда такая плотность – по несколько штук на одном клочке дороги.
Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения»:
3.1.10 Люки смотровых колодцев должны соответствовать требованиям ГОСТ 3634. Не допускается отклонение крышки люка относительно уровня покрытия более 2,0 см.
3.1.11 Дождеприемники должны соответствовать требованиям ГОСТ 26008. Не допускается отклонение решетки дождеприемника относительно уровня лотка более 3,0 см.
3.1.12 Устранение недостатков, указанных в пп.3.1.9 и 3.1.10, следует осуществлять в течение не более суток с момента их обнаружения. Разрушенные крышки и решетки должны быть немедленно ограждены и обозначены соответствующими дорожными знаками. Их замена должна быть проведена в течение не более трех часов.
«Когда грунт стабильный, люки выкладываются в монолите, у нас в Архангельске люки выкладываются из бетонных колец, они выталкиваются и выпирают над поверхностью дороги. Мы можем стабилизировать дорогу, но мы не можем дестабилизировать колодцы. Основная проблема – технология строительства на слабых грунтах. Мы используем традиционные технологии, которые подходят для хороших грунтов, а нам требуются нетрадиционные технологии. Естественно, подрядчики этих изысков не любят – у них отлаженный процесс. Да и подрядчику это выгодно: дорога просядет – и он снова получает работу. У подрядчика строить качественные дороги стимула нет, он должен быть у заказчика», – считает директор ООО «Автодорожный консалтинг» Елена Сваткова.
Более развёрнутый комментарий вы найдёте в видео.
Фото: Фото с сайта Shutterstock.com, видео Светланы Малининой, Ивана Гало