Сколько ни говорят о необходимости использования автомобильных ремней безопасности, год от года происходят страшные ДТП, когда гибнут люди. Порой, чтобы спастись, им нужно было потратить секунду и попросту пристегнуть ремень.
Два показательных случаях произошли на дорогах Поморья на прошлой неделе. 14 сентября на 1074-м километре автодороги М-8 «Холмогоры» женщина, управлявшая автомобилем Chevrolet Klan, съехала в кювет. В результате ДТП пострадал её 13-летний сын, сидевший на переднем пассажирском сидении. Подросток получил ушиб мягких тканей лица, ушибленную рану правой надбровной дуги и ушиб правой кисти. «Паутинка» на лобовом стекле – яркое доказательство игнорирования ремня безопасности.
В тот же день водитель автомобиля Mazda 323 собрал целый букет нарушений. Не имея водительских прав, в состоянии алкогольного опьянения, он не выполнил требования разметки и выехал на полосу встречного движения. В результате столкновения со встречным автомобилем водитель иномарки получил ушиб и вывих плеча, а также ушиб века. Данных травм могло бы и не быть, будь рулевой иномарки пристегнут.
Согласно статистике, пристёгнутый ремень безопасности предотвращает смертельные повреждения в 75 случаях из 100. Во время аварии ремень предотвращает удары о части салона, а также вылет пассажиров и водителя за его пределы. Для наглядности, приведём следующие цифры: при лобовом ударе в зависимости от скорости наезда люди получают такие же повреждения, как если бы упали на твердое основание с различной высоты: 40 км/ч – 6,3 м, 60 км/ч – 14 м, 80 км/ч – 25 м.
Согласно исследованиям, применение ремней безопасности снижает риск гибели при ДТП водителя и пассажиров переднего сидения на 40-50%, а пассажиров заднего сидения – на 25%. Обычно водитель при ДТП получает менее тяжёлые травмы, нежели пассажир, сидящий на переднем сидении. Происходит это потому, что водитель раньше замечает опасность, группируется и следуя неконтролируемому инстинкту самосохранения, подставляет под удар противоположную сторону автомобиля.
Немало аварий происходит тогда, когда водитель не пристёгнут по следующим причинам: выезжает из гаража, едет от подъезда до недалеко расположенной стоянки или же уже подъезжает к пункту назначения, отстёгиваясь заранее. Специалисты советуют не отстёгивать ремень безопасности до тех пор, пока вы не заглушите автомобиль. Разрешённая скорость во дворах – 20 км/час, но даже на такой скорости экстренное торможение для не пристёгнутого пассажира чревато серьёзной травмой.
П12.6 ПДД: Предусмотрен штраф в размере тысяча рублей за управление транспортным средством водителем, не пристегнутым ремнем безопасности, перевозка пассажиров, не пристегнутых ремнями безопасности, если конструкцией транспортного средства предусмотрены ремни безопасности, а равно управление мотоциклом либо перевозка на мотоцикле пассажиров без мотошлемов или в незастегнутых мотошлемах.
Наглядно о механизме ДТП, когда водитель не пристёгнут ремнём безопасности, написал французский эксперт по безопасности движения Кристиана Жерондо: «Нет ничего более ужасного, чем судьба водителя, который в момент дорожного происшествия оказался не пристёгнутым ремнем безопасности. Вот как развиваются события, когда водитель на скорости 80 км/ч совершает наезд на какое-либо неподвижное препятствие. Спустя 0,026 секунды после удара вдавливается бампер; сила, в 30 раз превышающая вес автомобиля, останавливает его движение на линии передних сидений, тогда как его пассажиры – если они не пристегнуты ремнями безопасности – продолжают двигаться в салоне автомобиля со скоростью 80 км/ч.
Спустя 0,039 секунды водитель вместе с сиденьем стремительно движется вперед на 15 сантиметров. Спустя 0,044 секунды он грудной клеткой ломает руль. Спустя 0,050 секунды скорость падает настолько, что на автомобиль и на всех пассажиров начинает действовать сила тяжести, в 80 раз превышающая их собственный вес. Спустя 0,068 секунды водитель с силой в девять тонн ударяется о приборный щиток. Спустя 0,092 секунды водитель и сидящий рядом с ним пассажир одновременно врезаются головами в переднее ветровое стекло автомобиля и получают смертельные повреждения черепа.
Спустя 0,100 секунды повисший на руле водитель отбрасывается назад; он уже мертв. Спустя 0,110 секунды автомобиль начинает слегка откатываться назад. Спустя 0,113 секунды сидящий за водителем пассажир – если он также не пристегнут – оказывается с ним на одной линии, наносит ему новый удар и одновременно сам получает смертельные повреждения. Спустя 0,150 секунды наступает полная тишина; осколки стекла и обломки железа падают на землю. Место столкновения окутывает облако пыли. Все произошло менее чем за две десятых доли секунды».
Садясь в машину даже на пять минут, пристёгивайтесь и просите пристегнуться своих пассажиров.
Фото: Фото ГИБДД России по Архангельской области, инфографика Эдуарда Фадюшина