По дороге в Миасс встретил колонну, перевозящую крупногабаритный груз. Впереди шел «автомобиль прикрытия» – легковушка с включенными желтыми проблесковыми маячками. Но на крыше «автомобиля прикрытия» за маячками был закреплен плакат «Крупногабаритный груз». Не от хорошей жизни, а скорей от отчаяния появилась эта надпись. Среди водителей поголовно бытует мнение, что для соблюдения ПДД знать их совсем не обязательно. Следствием незнания становится паника при виде проблесковых сигналов. И пока водители соображают, что они все-таки значат, можно успеть схлопотать удар негабаритным грузом.
Итак, напоминаю. По ПДД у нас существует три вида специальных сигналов:
1. Синий.
2. Желтый или оранжевый.
3. Белый.
Белый проблесковый маячок положен на автомобилях, перевозящих ценный груз, – почта и инкассаторы. Маячок и сирена включаются только при нападении.
Синий проблесковый маячок ставится на автомобилях со специальной цветографической схемой – пожарные, скорые, МЧС, полиция и т.д.
К синему проблесковому маячку может добавляться красный. Автомобили с синим и красным проблесковыми маячками имеют право сопровождать колонны. Это только автомобили ГАИ, ВАИ, федеральных органов государственной охраны и ФСБ.
Пожалуй, самими страшными для водителей являются автомобили с синими проблесковыми маячками, на которых нет цветографических схем. Такие автомобили перевозят, в частности, первых лиц государства. Сопровождают их дорогие полицейские автомобили, за рулем которых сидят специально обученные люди, которые, не думая, спихивают всех встречных и поперечных под откос. Работа у них такая.
Если оцепление сработало плохо, и вы случайно оказались на пути кортежа, съезжайте с дороги потихоньку сами, сидите тихо и не делайте резких движений.
Для «замкадья» эта страшилка не популярна, поскольку в регионах синий проблесковый маячок на автомобилях без специальной цветографической схемы положен только губернатору и главе Законодательного собрания.
Что дает синий проблесковый маячок? Он позволяет отступать фактически от всех требований правил. Исключения, конечно, есть. Например, регулировщик на дороге главный, и ему подчиняются даже синие мигалки.
Для получения преимущества перед другими участниками движения к синему проблесковому маячку добавляется сирена. Такому автомобилю положено уступать дорогу. В полном соответствии с ПДД, если ваш автомобиль в движении, вы обязаны: «…не продолжать движение…» То есть вы обязаны остановиться. (Подробно говорится в определении «Уступить дорогу» в п. 1.2 ПДД.)
И тут я призываю всех нарушать ПДД! Если вы едете по дороге, и вас догоняет (или едет навстречу) синий проблесковый маячок со специальным звуковым сигналом, уворачивайтесь от него, перестраиваясь вправо. За его рулем водитель, который, как и вы, ездит по наитию, а не по ПДД, и он твердо убежден, что включение спецсигналов означает: «Разлетайтесь птицы, разбегайтесь кошки». Именно такой принцип закреплен в билетах ГАИ, и именно так учат в автошколах. Да-да. Вы схватили меня за руку. В автошколах учат нарушать ПДД. Смотрите билет 22 вопрос 6 и билет 36 вопрос 6.
На многополосной дороге перестраивайтесь на правые полосы, на двухполосных – съезжайте на обочину. Напоминаю, что движение по обочине запрещено. И если вы, уступая дорогу синему проблесковому маячку, на нее съехали, то положено останавливаться.
Отдельный разговор о колоннах. В колонне должно быть не менее трех автомобилей. Если в ГАИ приходит заявка на сопровождение одного автомобиля, то колонну дополняют автомобили ГАИ. То есть впереди идет автомобиль с синим и красным проблесковым маячком, за ним сопровождаемый автомобиль, и далее два автомобиля ГАИ.
Обгонять колонну запрещено только, если на первом автомобиле включен специальный звуковой сигнал. Нет сигнала – обгоняйте. На многополосной дороге опережение любых колонн не запрещается вне зависимости от сирены. Но, возвращаясь к теме перевозки первых лиц, от опережения колонны, состоящей из дорогих легковых автомобилей, лучше воздержаться. Кто его знает, кого там везут и кто в сопровождении.
И, наконец, добрались до желтых или оранжевых проблесковых маячков. Они включаются на спецтехнике и автомобилях, чтобы привлечь внимание и предупредить об опасности. Специальный звуковой сигнал к ним никогда не прилагается, соответственно, желтый или оранжевый проблесковый маячок никогда никому преимуществ не дает. Уступать ему дорогу обязанности нет.
Для сопровождения крупногабаритных и опасных грузов желтый или оранжевый проблесковые мачки ставятся на «автомобилях прикрытия» – обычных легковых автомобилях. Если вы увидели на встречке такой автомобиль, то внимательно нужно смотреть не на него, а на следующий за ним грузовик. Берите правее, снижайте скорость и ищите глазами знаки «крупногабаритный груз». Они позволяют сориентироваться, как далеко нужно держаться от грузовика.
И последнее пожелание. Не повторяйте действия автомобилей с желтым или оранжевым проблесковым маячком. Маячок позволяет отступать от требований некоторых правил. Например, на автомагистрали автомобиль с желтым или оранжевым проблесковым маячком имеет право остановиться на обочине, а вам остановка запрещена.
Вместо заключения привожу комментарий первого читателя: «Ну, так-то все вроде нормально. Только одно замечание, с которым, не знаю, что делать. Просто так перечитывать ПДД нет смысла. Те пункты, которые не встречаются в повседневной жизни, через неделю совсем вылетают из головы. И получится как с синими проблесковыми маячками, на которых нет цветографических схем, – лучше аккуратно отползти в сторону. Кроме того, схемы – это, конечно, хорошо, но их видно сбоку и при хорошей видимости… Так что фразу «береженого бог бережет» никуда не деть».
Юрий Панченко известен как автор книги «Водитель-инспектор. Разговор на равных» (издана совместно с интернет-сообществом «Юридическая грамотность автомобилистов») – книги, в которой в доступной форме объясняются нюансы правовых отношений сотрудников полиции и рядовых автомобилистов в наших реалиях. Юрий является также преподавателем автошколы, автоюристом и занимается выпуском иллюстративных материалов для объяснения Правил дорожного движения.
Фото: Фото автора