За 10 месяцев текущего года количество ДТП с пассажирскими автобусами, виноваты в которых были их водители, выросло на 44%. Погиб один человек, а травмирован 71. И этот беспредел происходит при условии, что в этом году стоимость проезда поднялась с 18 до 21 рубля. Пассажирам обещали закупку низкопольных автобусов взамен ПАЗов, аккуратных водителей, а вместо кондукторов – специальные турникеты. Поверили? Видимо, зря.
Редакция сайта 29.ru еженедельно десятками получает жалобы читателей на городской общественный транспорт: «На Сульфат не ездит ни один нормальный автобус! Они дребезжат, двери без помощи кондуктора не закрываются. Однажды я не успела удержаться и соскользнула с сиденья на пол. Ни кондуктор, ни водитель передо мной не извинились». Также читатели сетуют, что после поднятия тарифов не исчезло и хамство работающего на транспорте персонала. Водители матерятся по рации, курят на конечных остановках не выходя из автобуса, и запах стоит на протяжении всей поездки. Автобусы проезжают мимо остановок, даже если есть выходящие или заходящие. А если же кто-то не успел заранее предупредить, что выходит, – все мы знаем, каким шквалом упрёков это сваливается на голову несчастного пассажира, заплатившего, между прочим, за проезд!
Конечно, нельзя всех «стричь под одну гребёнку» – есть и достойные водители, кондукторы, а также безобразные пассажиры. Чтобы разобраться, на чьей стороне правда, и узнать, что изменилось на общественном транспорте после поднятия тарифов, – мы решили проехаться по самым «скандальным» маршрутам: 3к, 1у, 22 и составить небольшой рейтинг.
В пазике маршрута №1у, наполненном детьми, едущими на экскурсию, во-первых, сложилось достаточно приятное впечатление от кондуктора. Она выполняла функцию не «взять деньги – дать сдачу», а хозяйки транспортного средства: рассаживала и придерживала детей, устраивала на свободные места пожилых людей, объявляла остановки. Автобус, конечно, был не очень уютным: без штор, с запотевшими мутными окнами, рядами сидений из разных «наборов» и облупившейся краской на потолке; тем не менее наличие вежливого кондуктора и аккуратного водителя скрашивало недостатки транспортного средства. Мы решили узнать, изменилось ли после повышения тарифа до 21 рубля что-то у самих работников. «После увеличения стоимости выросли зарплаты и у кондукторов, и у водителей. Увеличился объём средств и на содержание самих автобусов. Что в наших силах – делаем сами, стараемся прислушиваться к мнению пассажиров», – рассказала кондуктор автобуса маршрута №1у Наталья Буркова. Этот автобус мы поставили на условное первое место.
Вторым по привлекательности нам показался пазик 22-го маршрута. Интервал движения в обеденное время оказался коротким – мы простояли на остановке не более семи минут. Неприятным был тот факт, что, поднимаясь на достаточно высокую ступеньку, держаться было не за что – на двери автобуса отсутствовал традиционный поручень. В самом автобусе было достаточно чисто, не считая опять же мутных окон – характерного явления для текущего времени года. Однако, говоря откровенно, не многие водители в Архангельске ревностно следят за чистотой стёкол своих транспортных средств. Они грязные и летом, несмотря на то, что в каждом автопарке, где общественный транспорт ночует, есть доступ к воде. Кондуктор данного автобуса заранее предупреждала пассажиров об остановках, а водитель останавливался на всех, независимо от того, были ли выходящие.
Самое неприятное впечатление оставил автобус маршрута №3к. Подъехав к остановке для посадки пассажиров, водитель открыл только заднюю дверь, несмотря на то, что люди выстроились перед передней. Автобус был без штор, окна – самые грязные из виденных нами за время «рейда». За сиденьями стояли листы ДВП, а под ногами пассажиров лежал размокший картон. Кондуктор никакого внимания на пассажиров не обращала (только собирала деньги), остановки не объявляла. «После повышения тарифов в автобусах ничего не изменилось. Заходишь – шторы все закрыты, не видно, где едешь. Если заходишь на конечной, в автобусах часто накурено, ехать невозможно. К тому же, если ехать с утра в город, очень много народу, приходится подолгу стоять на остановках», – жалуется пассажирка автобуса маршрута №3к.
Конечно, стоит сделать поправку на то, что наш рейд мы проводили в дневное время, а не в час пик, когда невозможно протолкнуться. Да и к тому же персонал автобусов, завидев съёмочную группу и камеру, опасаясь проверок, смирел. Возможно, если бы мы были простыми пассажирами, всё выглядело несколько иначе.
Тем не менее с общественным транспортом в Архангельске что-то нужно менять. Пазики портят не только облик города, но и нервы людей, передвигающихся на них: автобусы ездят достаточно резко, грубо, тормозят колом. Ещё одно очень слабое место городского транспорта – замирание автобусной жизни после 20 часов. «Где это видано, в каких таких городах, чтобы после спектаклей, концертов не было автобусов? №76, 75 ни разу не дождались, чтобы добраться в район Гагарина–Обводный! Похоже, сторона культурной жизни Архангельска мало волнует мэрию и автобусников», – жалуется читатель 29.ru. Понемногу ситуация меняется, однако обещания властей и автобусников, данные перед поднятием тарифа до 21 рубля за проезд, не исполняются. Получается, нас обманули? Или же нужно повысить тариф ещё на несколько рублей, чтобы, наконец, настал порядок?
Фото: Фото редакции сайта 29.ru, видео Алены Иванской, Сергея Зелинского, Светланы Малининой