Кто-то считает, что качественное бывает только оригинальным. Другие убеждены, что «оригинальность» – это лишь повод переплатить за бренд. А как на самом деле? Мы пообщались со специалистами в этой области и вот что выяснили.
Что такое оригинал
В общепринятом смысле термин «оригинальная запчасть» покрылся мхом и устарел ровно с тех пор, как автоконцерны отказались от производств полного цикла. Современный автопроизводитель – это, скорее, интегратор технологий, который отдает на откуп поставщикам все, что только возможно. Если на заре автопрома многие специфические узлы, вроде рессор, амортизаторов, рулевых механизмов нужно было делать самостоятельно, то сегодня не только подобная «мелочевка», но даже коробки передач или отливки мотора могут поставляться со стороны.
Инфографика «Автостата» хорошо демонстрирует винегрет брендов, из которого состоит современный автомобиль. На самом деле показана лишь вершина айсберга, и чужеродных брендов в автомобиле значительно больше.
Например, на конвейер BMW компоненты поставляют десятки сторонних организаций. Современный «бумер» – это подшипники INA и SKF, свечи NGK или Bosch, рычаги Lemforder, коробки передач ZF, амортизаторы Sachs, поршни и кольца Kolbenschmidt, электрические компоненты Bosch, Siemens, Valeo и так далее.
Другими словами, говоря про «оригинальные амортизаторы BMW» не нужно подразумевать амортизаторы, которые BMW создала и производит самостоятельно – их просто не существует в природе. Если же оригиналом считать, например, амортизаторы, поставляемые на конвейер, то это будет одна из моделей какой-либо сторонней компании, скажем, Sachs. Изредка автопроизводители разрабатывают сложный узел вроде муфты полного привода самостоятельно, но это, скорее, исключение из правил.
Ряд компонентов могут поставлять сразу несколько фирм, которые работают параллельно или сменяют друг друга во время жизненного цикла модели. Допустим, для той же BMW щетки стеклоочистителей делает Bosch, Valeo и SWF.
Производство автокомпонентов – огромный сектор мировой экономики с достаточно сложной структурой. Здесь есть крупные игроки-универсалы, например, Magna (Канада), Mando (Южная Корея) и Bosch (Германия), но есть и компании поменьше с более четкой специализацией, как японские NGK (свечи, провода, датчики, катушки и пр. ) и Kayaba (амортизаторы, опоры, элементы подвески и пр.). Многие бренды входят в состав крупных холдингов: так, немецкая ZF Friedrichshafen AG владеет большим количеством дочерних компаний, среди которых известные фирмы Sachs, Lemforder и TRW. А на паях с китайскими партнерами ZF имеет собственное предприятие в Поднебесной Liuzhou ZF Machinery. Компания Luk является одним из дочерних брендов Schaeffler Group, в которую входят производители подшипников INA и FAG, а также Continental.
Запчасти-близнецы
Если компания поставляет компоненты на конвейер автопроизводителя, она же производит их для вторичного рынка (aftermarket). Причем делаются они на тех же самых производственных линиях.
Такая деталь может существовать в двух видах: с фирменной маркировкой автопроизводителя (например, Ford или Volkswagen) или лишь с указанием производителя компонента (TRW или MANN). Помимо обозначений различие между ними в одном – в цене.
Слева полностью оригинальный масляный фильтр для Volkswagen. Значок VW есть и на упаковке, и на самом фильтре, кроме того, присутствует девятизначный номер из фирменного «фольцевского» каталога. А рядом – точно также же фильтр того же производителя (MANN), однако без значка автопроизводителя. В данном случае вполне уместно говорить о переплате за бренд автопроизводителя: оригинал VW стоит 1060 руб, MANN – 630 руб. Разница в цене – 40%.
В просторечии под словом «оригинал» как правило понимают деталь, имеющую маркировку автопроизводителя, однако гоняться за такими деталями в целом бессмысленно – ну разве что ради некоего китча, мол, использую только оригинал.
При этом производители не слишком афишируют наличие идентичных запчастей без фирменной маркировки, и возникает вопрос: как подобрать такой компонент, если в оригинальном каталоге автопроизводителя вы найдете лишь внутренний номер брендированного оригинала?
«Для простого человека сделать это непросто, – комментирует специалист одного из центров по продаже запчастей Владимир Бажанов. – В целом алгоритм такой: по фирменному онлайн-каталогу автопроизводителя мы определяем официальный номер данного компонента, например, амортизатора. На данном этапе кроме оригинального номера фактически мы не узнаем ничего, потому что автопроизводитель не склонен раскрывать номера деталей своих поставщиков, ведь это же его заработок.
Но существуют так называемые кросс-каталоги, которые позволяют установить соответствие между официальным номером нашего амортизатора и внутренним номером его производителя, например, Sachs. Таким образом мы найдем компонент, который полностью идентичен конвейерному, однако не имеет фирменной маркировки автопроизводителя и, как правило, значительно дешевле. Другой способ – обратиться в компанию, которая занимается продажей автозапчастей, имеет обученный персонал и все необходимые программы».
Запчасти-аналоги
Впрочем, помимо компаний, которые поставляют компоненты непосредственно на конвейер, есть их конкуренты, скажем, те же амортизаторы для данной модели могут выпускать с десяток именитых фирм, вроде Kayaba, TRW, Sachs, Bilstein, Monroe, Koni и так далее. И для одной модели «официальным» поставщиком будет одна фирма, для другой – другая. Но это не значит, что остальные производители – это некий «второй сорт», ведь речь зачастую о компаниях примерно одного уровня. И, грубо говоря, если заводским поставщиком является Sachs, это не значит по умолчанию, что амортизатор Kayaba для данной модели будет проигрывать по характеристикам или наоборот.
«Если в приоритете качество, то основное правило при выборе запчастей – отдавать предпочтение продукции серьезных компаний, – говорит Владимир Бажанов. – При этом вопрос, является ли данный компонент “конвейерным”, не принципиален, потому что зачастую аналоги не уступают по качеству или даже превосходят чистые “оригиналы”».
Впрочем, что такое «серьезная компания»? Производителей компонентов гораздо больше, чем производителей автомобилей, и для неспециалистов большинство их названий – пустой звук. Если Bosch или Kayaba достаточно известны, то другие, вроде TRW, Girling, Denso, ICER знакомы больше специалистам. Опять же, сориентироваться в многообразии компонентов вам поможет опытный продавец либо же умелое пользование интернет-поисковиками. Для вашего удобства наши эксперты составили список известных поставщиков популярных запчастей, разделив их по ценовым группам.
Условное разделение известных поставщиков компонентов по ценовым группам
Когда аналог лучше оригинала
«Большое заблуждение считать “оригинал”, который ставится на конвейер, всегда лучшим по качеству и характеристикам, чем аналог от другой серьезной компании, – комментирует Владимир Бажанов. – Скажем, есть примеры оригинальных масел, которые гордо несут бренд известного автопроизводителя (речь о японских оригинальных маслах). Но на поверку вы в первую очередь покупаете бренд производителя, а внутри получаете весьма посредственное масло, и за меньшую цену смогли бы купить лучшую по качеству синтетику многих именитых производителей, которые превосходят оригинал по многим характеристикам. Например, концерн Exxon-Mobil поставляет масло для заливки в оригинальные канистры, но не самое лучшее из линейки своих масел, потому что топовый продукт да с наценкой за бренд будет просто золотым по цене».
Ничего удивительного: любой автопроизводитель помимо качества озабочен также снижением себестоимости, поэтому совсем не обязательно, что он ставит на автомобиль продукцию лучшего в данной области поставщика. Особенно за снижением себестоимости гонятся производители недорогих автомобилей японских и корейских марок.
«Например, катушки и высоковольтные провода фирмы NGK и Bosch cделаны на порядок качественней, чем тот же “оригинал”, поставляемый на конвейер большинства корейских заводов», – говорит Владимир Бажанов.
Кроме того, с помощью запчастей-аналогов иногда можно исправить просчеты в конструкции автомобиля.
«Ряд корейских производителей устанавливают на заводе амортизаторы Mando, которые с точки зрения многих российских пользователей обеспечивают недостаточную энергоемкость подвески. Замена их на аналоги фирм Kayaba, Sachs приводит к значительному улучшению этого параметра, – объясняет специалист. – При этом нужно понимать, что подвеска – сложный узел, поэтому иногда требуется замена не только амортизаторов, но и упругих элементов».
Про некачественные запчасти
Они бывают двух типов. Во-первых, контрафакт, который внешне похож на продукцию именитых фирм или даже оригинал, но сделан где-нибудь в Китае или подмосковном цеху. Углубляться в эту тему сейчас не будем, да и совет-то по большому счету один: покупайте у проверенных продавцов, которые дорожат репутацией.
Во-вторых, на рынке полно фирм, зачастую китайских, которые выпускают продукцию под своими брендами и продают заметно дешевле, чем фирмы с именем. Много таких предложений и в челябинских магазинах. Опять же, брать или не брать – вопрос приоритетов. Скажем, готовя автомобиль к продаже, некоторые предпочитают ставить «одноразовые» запчасти, которых хватит на период, пока автомобиль будет продаваться под лозунгом «в идеальном состоянии, дедушка в церковь ездил».
«К сожалению, чудес не бывает, – говорит Владимир Бажанов. – И если, например, воздушный фильтр фирмы MANN стоит 600 руб, а аналог продают за 120 руб, то с вероятностью 99% о хорошем качестве не может быть и речи. Производитель сэкономил абсолютно на всем, на фильтрующих элементах, технологии производства и даже качестве упаковочного материала. Кстати, внешне все может выглядеть прилично, но это обманчиво».
Большинство автокомпонентов, вроде амортизаторов, модулей зажигания, поршневых колец, ступиц – это сложные изделия, при производстве которых нужно качественное оборудование и современные технологии. И если клиент ограничен в средствах, лучше выбрать наиболее доступный компонент от серьезных фирм-производителей, чем ставить дешевые аналоги. Особенно если речь о таких ответственных узлах автомобиля, как ходовая часть, электроника и силовой агрегат.
«Совсем не обязательно выбирать запчасти премиум-сегмента, например, большого отличия в колодках TRW и ICER при эксплуатации вы не заметите, но при покупке точно ощутите разницу в цене», – советует Владимир Бажанов.
Серьезные производители дают заводскую гарантию на компоненты, так же поступают и продавцы запчастей. При этом гарантия распространяется на заводской брак и не касается случаев неправильной установки или механического повреждения компонентов. В случае обнаружения брака, компонент, как правило, меняется либо покупателю возвращаются деньги.
В сторону поставщиков низкого уровня людей толкает кризис: цены на продукцию именитых фирм выросли в пропорции к курсам валют. Но отчасти виноваты и сами производители, например, в подвеске есть «резинки», вроде сайлент-блоков или втулок, которые меняются в сборе с рычагами подвески или стабилизаторами. Грубо, вместо 300 рублей за мелкую деталь вы отдадите 10 тысяч за рычаг в сборе. При этом те же китайцы предлагают сайлент-блоки на развес по бросовым ценам, и дилемма приобретает небывалую остроту. Впрочем, наш эксперт считает, что несмотря на этакий развод со стороны производителей, замена на китайщину зачастую не решает проблемы – слишком низкое качество.
Это оригинальный (брендированный) топливный фильтр для автомобилей концерна Volkswagen, на котором жирными буквами написано «Сделано в Китае». Но пугаться не надо: в данном случае речь идет об официальном заводе в Китае, который делает компоненты по стандартам концерна. Не все знают, но изрядное количество китайских компонентов поставляется на конвейеры заводов в Германии и других «престижных» стран – глобализация.
Итого: как выбрать качественную запчасть
1. Не гоняйтесь за статусом «оригинала» – запчасти с брендами автофирм дороже, но совсем не обязательно лучше аналогов.
2. Для интересующего класса компонентов как правило существует целый список производителей, выпускающих продукцию достойного уровня. Выбирать нужно среди них. Характеристики и цены могут различаться, и выбор зависит от ваших приоритетов, но помните: хорошее откровенно дешевым быть не может.
3. Сориентироваться в многообразии брендов и сделать правильный выбор позволит умелое пользование Интернетом или обращение в специализированные компании.
4. Связываться ли с откровенной «дешевкой»? Если автомобиль делается «для себя» ответ однозначный – нет. Сэкономленные деньги как правило тратятся впоследствии на еще более дорогие ремонты.