В марте 2016 года BMW отмечает столетний юбилей, что забавно само по себе. Это Ford и Mercedes мы привыкли считать долгожителями, а между тем BMW не намного моложе. Правда, ее путь к вершинам автопрома оказался куда более тернист.
Автомобили? Не, не слышали
Компания, образованная 7 марта 1916 года, называлась Bayerische Motoren Werke GmbH (сокращенно BMW), но единственным ее продуктом был авиационный мотор, который запустили в серию ближе к концу Первой мировой войны.
Правда, была в нем «долгоиграющая изюминка»: двигатель BMW IIIa был рядным и шестицилиндровым. Позже агрегаты с такой формулой станут фирменной чертой автомобилей BMW, а компания прославится качеством и возможностями своих двигателей. К тому же мотор BMW IIIa получился удачным и, в отличие от конкурентов, не терял мощность при наборе самолетом высоты.
К слову, BMW и предшествующая ей компания Rapp Motorenwerke была поставщиком моторов для авиатора Густава Отто, сына того самого Николая Отто, который изобрел цикл бензинового мотора, названный в его честь циклом Отто. Так что страсть к двигателям – в самом генетическом коде баварской компании.
Сказка про ноздри и пропеллер
Логотип BMW появился через год после образования самой марки, однако ассоциаций с авиационным пропеллером в ту пору не было – изначально бело-голубые цвета намекали лишь на флаг Баварии. «Пропеллером» логотип прозвали в конце 20-х, когда марка уже выпускала автомобили.
Другая фишка BMW – оформление решетки радиатора в виде «ноздрей» – дебютировала в 30-х годах на BMW 303, который, к слову, был и первым шестицилиндровым «бумером». Правда, первые «ноздри» были огромными, как у гориллы. На последующих моделях они стали почти вертикальными, а «ноздри» в стиле современных BMW появились уже после войны.
Наконец, «изгиб Хоффмайстера» дебютировал на BMW 1500 в начале 60-х. Так называли характерное оформление задней стойки кузова, которое до сих пор является фирменной чертой BMW.
Лицензионная сборка
Автомобильную карьеру во второй половине 20-х годов марка начинала с лицензионного выпуска популярной в то время английской малолитражки Austin 7. BMW делала ее на заводе купленной ранее компании Dixi, от которой в наследство и досталась первая модель 3/15. Первая самостоятельная модель BMW тоже была малолитражкой и называлась BMW AM1 (3/20). Увидев ее сегодня, крайне сложно заподозрить в ней «бумер».
Предательство заднего привода
Исторически сложилось, что все BMW были заднеприводными, включая несколько массовых и дешевых моделей, которые компания пыталась выпускать. Если поначалу такая компоновка была привычной, то ближе к концу XX века превратилась в своего рода «фетиш», который позволял позиционировать BMW как исключительно драйверские автомобили. Казалось, так будет всегда.
Гордость баварцев была ущемлена, когда несколько лет назад выяснилось, что 80% покупателей BMW 1 серии не знают, что их машина – заднеприводная. Возможно, предать былую компоновку баварцев подтолкнули и успехи приобретенной в 90-х марки Mini, которая под патронажем BMW стала выпускать весьма драйверские машины с передним приводом.
А недавно мы увидели рождение первого переднеприводного «бумера» – BMW 2-series Aсtive Tourer. Расчет сугубо прагматичный: передний привод позволяет при заданных габаритах сделать более просторным салон. Новый BMW X1 в базовых версиях также переднеприводный.
Не техникой единой...
Традиционный ассортимент BMW – это мотоциклы и автомобили. Однако в кровопролитные годы XX века компания была сосредоточена в основном на авиационных моторах. При этом после каждой из проигранных Германией войн BMW оказывалась в тяжелейшем кризисе, который ставил ее на грань вымирания. После Первой мировой похороны отсрочил выпуск тормозных механизмов для поездов. После Второй мировой положение стало совсем аховым, и первое время BMW делала сковородки, кастрюли и другую кухонную утварь. А вершиной творения в то время были велосипеды BMW.
Связи с нацистами
Во время войны все автопроизводители Германии были поставлены под ружье и занимались выпуском боевой техники или запчастей к ней. Впрочем, некоторые компании были близки к Гитлеру и нацистскому правлению еще в мирные годы. Однако BMW, которой руководил авторитетный Франц Йозеф Попп, не горела желанием укреплять связи с нацистами даже после начала боевых действий. Правда, мотив был не столько пацифистским, сколько прагматическим – глава BMW не хотел попадать в зависимость от военных заказов, боясь потерять автомобильное направление, которое развивалось бурными темпами. В итоге власть Франца Йозефа была урезана нацистами, а BMW насильно переключили на производство авиационных моторов. Компания построила несколько эффективных авиадвигателей, включая BMW 801, которым оснащались Focke-Wulf Fw19 и Junckers Ju88. Кроме того, BMW была автором одного из первых реактивных авиадвигателей.
На базе BMW 326 советский завод BMW в Айзенахе создал модель 340 и продавал в Союзе с баварским пропеллером на капоте
Советские BMW
После Второй мировой войны завод BMW в Айзенахе попал под контроль Советского союза, и выпуск автомобилей передали в ведение созданной компании «Автовело». В то время как производство BMW на остальных заводах компании остановилось, в Айзенахе наладили выпуск довоенных BMW 321 и еще ряда моделей для Советского Союза. Первое время к ним даже крепили значки BMW, но когда компания отсудила право на логотип, руководство «Автовело» лишь изменило основной цвет эмблемы с голубого на красный. Подобные «бумеры» выпускались до 1952 года и снискали хорошую репутацию в Союзе. После этого завод был передан в ведение ГДР.
Мотоцикл М72 – копия BMW R71 (на первом плане)
BMW R71
Был и другой пример пересечения интересов BMW и СССР: в начале Великой Отечественной войны тяжелый советский мотоцикл М-72, позже известный как «Урал», был практически полностью скопирован с довоенного BMW R71. В немецкую армию при этом поставлялись более совершенные BMW R75.
По одной из версий, R71 для «клонирования» был куплен советскими агентами, по другой, баварцы сами отдали нам устаревшую модель. При этом BMW R71 оказался достаточно удачной конструкцией, имевшей ряд родовых признаков мотоциклов BMW, заложенных еще в 20-х годах, – например, оппозитный двухцилиндровый мотор и привод заднего колеса с помощью вала, а не цепи.
Завод «Урал» в Ирбите существует до сих пор и выпускает винтажные мотоциклы для экспорта за границу.
Рекорд экономичности – BMW Isetta
Если выбирать самый нетипичный «бумер» – то это, безусловно, BMW Isetta середины 50-х. Собственно, полноценным BMW он не был и, как и первая модель марки BMW-Dixi, представлял собой лицензионную копию итальянской микролитражки Isetta.
В середине 50-х автомобильный бизнес BMW со скрипом возрождался (модели 501/502/507 продавались плохо), а мотоциклетное направление достигло порога насыщения – немцы стали богатеть и все больше предпочитали малолитражки. Тогда и решено было сделать ставку на помесь мопеда и автомобиля, который за характерную внешность прозвали бабл-каром, автомобилем-пузырем.
При этом BMW так сильно «перетряхнула» конструкцию Isetta, что компоненты немецкой и итальянской версий оказались не взаимозаменяемыми. Мотоциклетный мотор обеспечил рекордную экономичность в 3 л/100 км, а сама BMW Isetta стала самым популярным одноцилиндровым автомобилем в мире. Так что современное увлечение баварцев электромобилями i-серии можно считать естественным ходом истории.
1000 л.с. с литра
Моторы и автомобили BMW участвовали в «Формуле 1», и на счету компании два титула 1981 и 1983 годов в качестве поставщика моторов для команды Brabham.
1,5-литровый турбомотор BMW к 1986 году развивал в квалификационном режиме 1400-1500 л.с., установив своеобразный рекорд форсировки поршневого двигателя. Правда, хватало его буквально на пару кругов, давление наддува превышало 5 атм (у современных моторов 1-2 атм), а для исключения перегрева использовались ухищрения, вроде впрыска воды в цилиндры. Что интересно, в 2015 году баварцы представили несколько прототипов, двигатели которых также имеют прямой впрыск воды в цилиндры. История всегда повторяется.
Поздравляем BMW с юбилеем!
Фото: Фото производителя