Кто-то скажет: их нельзя сравнивать, и будет прав – Renault Duster при полном параде стоит как базовые версии SKODA Yeti и Suzuki Vitara. С другой стороны, все это кроссоверы класса В+, и если человек готов потратить 1 млн рублей, он вполне может оказаться перед выбором: упакованный Duster или небюджетные кроссоверы? Да, у них будут аскетичные комплектации, но Duster – тот вообще аскетичен во всем.
По дизайну, пожалуй, выигрывает Vitara, удачно эксплуатирующая новый фирменный стиль Suzuki и самая свежая из троицы. К Grand Vitara, на которую она похожа, просто Vitara отношения не имеет, а все же легковым универсалом ее не назовешь – хоть маленькая, а слегка пиранья.
Внешность Duster и Yeti вызывает споры с их рождения, и хотя мне самому оба кажутся вполне удачными (по крайней мере самобытными), многие отмежевываются от них с первого взгляда. Рестайлинг пошел на пользу обоим, добавив хмурой решительности, но блиц-опрос во время теста подтвердил – внешность Duster и Yeti все еще на любителя. На любителя олдскульности.
Renault Duster построен на платформе В0, которую делит с Renault Logan, однако в 4WD-версиях Duster частично унифицирован с Nissan X-Trail в отношении полного привода и задней подвески. Suzuki Vitara де-факто является укороченной версией нового SX4, который временно убрали с российского рынка, чтобы не мешать продажам Vitara – у обеих машин автоматический полный привод (в отличие от постоянного у Grand Vitara). SKODA Yeti построена на платформе PQ35, которую делит с гольф-классниками VW, правда, Yeti является самым компактным авто на этой «тележке». В отличие от конкурентов, полный привод подключается муфтой Haldex (у остальных – электромагнитная муфта).
Зато внутри ощущения иные. Yeti – даром, что самый взрослый, но его интерьер безо всяких коллагенов время не берет. Он приятен на ощупь и приятен визуально. Приверженец павлиньего китча посетует на эмоциональную скуповатость (для него – корейские кроссоверы), то человек с практической жилкой восхитится продуманностью в мелочах. Когда из Duster пересаживаешься в Yeti, ты словно погружаешься в теплую ванну: до того ненавязчиво и по-свойски «чех» принимает в объятья. Щелк – с таким чувством патрон загоняется в ствол дорогого оружия. Лучшее сиденье, самые четкие приборы, самое интуитивное управление второстепенными функциями.
Vitara не так и далека от Yeti, но в деталях уступает ему. Кресло не так уверенно держит поясницу, пластик жестче, а дисплей между приборами не такой «резкий» и информативный. К тому же у «Витары» в салоне попахивало клеем, хотя пробег тестовой машины перевалил 10 тысяч км. При этом именно Vitara из-за руля воспринимается наиболее солидной из трех – высокая посадка, широкие стойки и частично видимый капот отлично работают на «ощущение джипа».
А вот Duster – это другая планета. Здесь бюджетность выдают не только мелочи – здесь витает ее незримый демон. Поначалу ты затрудняешься понять, почему интерьер Duster не вызывает особенно теплых чувств, ведь он почти избавился от кучи странностей первого «Логана»: у него солидный руль, кнопки стеклоподъемников на дверях (у Dacia Duster они на центральной консоли) и даже цветной экран на консоли, куда выводится навигация и изображение камеры заднего вида. А все же сидеть здесь не так приятно, словно ты очутился если не в советском прошлом, то на полпути к нему. Здесь грубее материалы, хуже сенсор экрана, меньше самоуверенности в «барашках» системы вентиляции, скромнее зеркала. В нем сложнее устроиться удобно, и хотя сиденье получило «естественную» регулировку по высоте, его профиль аморфен, спинка не ставится вертикально, а руль настраивается только в одной плоскости. Если подходить к Duster с меркой педанта-«Йети», то остается лишь уповать, что стерпится-слюбится. Впрочем, это действительно так: тестируя Duster отдельно от других машин, быстро привыкаешь к его особенностям, и вескость оценок сходит на нет. Да, не интеллигент, ну так что же?

Duster и не интеллигент. Это невозмутимый майор Мак-Наббс, когда дело доходит до убитых или исчезающих дорог. Выдающийся для кроссовера просвет и энергоемкость подвесок заставляют его алкать ям и рытвин, где он начинает бесстыдно играть мускулами и унижать конкурентов. К тому же за 1 млн рублей Duster будет уже полноприводным и 2-литровым, тогда как соперники довольствуются моторами 1,6 и передним приводом. Среди кроссоверов он безусловный вундеркинд, поэтому если в приоритете проходимость – альтернатив Duster нет.
Правда, на асфальте 2-литровый мотор не дает разительного преимущества в динамике, и, скорее всего, Duster подводит четырехступенчатый автомат. При плавной езде он вполне себе предсказуем, но на обгонах вынуждает мотор рвать глотку на верхах и скрадывает преимущества его объема. При этом Duster 2,0 отличается еще и приличным аппетитом.

Yeti тоже не кажется чересчур шустрым, и помимо самого маломощного из троицы мотора (1,6 л, 110 л.с. – кстати, российской сборки), его автомат создает ощущение задемпфированности реакций. Чтобы выжать из машины эмоции, приходится хорошенько подхлестывать ее педалью газа.
А вот Suzuki Vitara кажется живчиком, и если паспортные характеристики у всех трех машин близки, то ощущения – нет. Vitara легче конкурентов, ее мотор охотнее раскручивается до высоких оборотов, а автомат не прочь подержать пониженную передачу по окончании обгона или резкого ускорения на случай, если водитель захочет продолжить атаку. Suzuki успешно поддерживает реноме производителя маленьких «зажигалок».

Понятно, что если не ограничивать бюджет, тот же Yeti можно купить со 152-сильным мотором 1,8 TSI, превращающим его в подогретый кроссовер, но доплата за такую машину составит более 300 тысяч. А у Suzuki живость характера – уже в базе.
Но Yeti полностью отыгрывается по соотношению комфорта и управляемости: здесь его лидерство безоговорочно. Подвеска SKODA жестче, но ее умение не замечать мелочевку и отрабатывать все изъяны в один отскок создают ощущение субъективного комфорта. А реакции на руль у короткобазного кросса настолько ясные и уверенные, что удовольствие от вождения – отнюдь не чуждое ему понятие. Из всех троих он больше всего похож на легковушку, причем на отменно настроенную легковушку.

Duster и Vitara – более обывательские. Оба понятны и прогнозируемы, но их реакции отстранены и не так точны. Подвеска Suzuki достаточно комфортна, но ее несколько портят вторичные вибрации – она не прочь поддакнуть колдобине легкой дрожью.
У Duster этот эффект еще сильнее, и если на откровенно пакостной дороге он уповает на длинноходность подвески, то на обычном асфальте постоянное подзуживание не дает полностью абстрагироваться от дорог. Duster – это стоик, когда дело доходит до грунтовок, но на нормальном асфальте он, как ни странно, кажется рыхловатым.
Duster чуть крупнее остальных, поэтому имеет самый большой багажник, а при складывании сидений может похвастаться ровным полом и фургонной формой отсека. Отделка багажника скромная и местами небрежная, зато только у Duster под полом багажника есть полноразмерная запаска.
Vitara имеет второй по объему багажник, снабженный удобным подполом. У Yeti багажник самый мелкий, зато шикарно отделан и оснащен приятными мелочами, вроде крючков, фиксаторов и даже фонарика. А схема трансформации салона у Yeti самая разнообразная: например, можно не просто сложить спинки сидений, но и откинуть сами кресла вперед или снять их вообще. В некоторых комплектациях можно сложить и спинку пассажирского сиденья.
По запасу места на втором ряду тесноваты все трое – В-класс. Duster обеспечивает чуть больший запас места перед коленями, но сиденья ощущаются куцеватыми, и сесть на них в естественную позу непросто. SKODA Yeti при всей компактности не так уж тесна на втором ряду, однако посадка близка к вертикальной, что утомляет в длительной дороге. Vitara и вовсе самая компактная среди всех, а в тестовой машине высоту салона ограничила панорамная крыша.

Так что выбрать за миллион? Если нужен автомобиль хардовый и универсальный, то альтернатив Duster по-прежнему нет. За те же деньги он будет лучше экипирован, оснащен пакетом зимних опций (подогрев стекла, автозапуск, емкий аккумулятор) и приспособлен для бездорожья, как никакой другой кроссовер, кроме, быть может, Chevy Niva и Suzuki Grand Vitara, если считать их таковыми. Однако не ждите, что Duster за миллион будет ощущаться автомобилем за миллион: он простоват во всем, как спецодежда или замасленный инструмент. Это не машина-символ, это машина-функция.

SKODA Yeti, несмотря на возраст, остается непревзойденным кроссовером для города. Я поймал себя на мысли, что несмотря на все усилия, за прошедшие 6 лет конкуренты так и не создали ему ровни, хотя Nissan Juke близок к Yeti по азартности управления, а Nissan Qashqai – по сбалансированности качеств. Но сравнивая его даже с самыми новыми кроссоверами, вроде той же Vitara, я могу сказать с уверенностью – Yeti все еще актуален. Минусы? Yeti скуповат и рачителен, как муж-финансист: то, что конкуренты предлагают в базе, у него идет за доплату, а каких-то опций просто не дано. В итоге при прочих равных он все время оказывается дороже остальных. У него менее мощные моторы, у него скромнее багажник. Yeti – это не абсолютное превосходство в цифрах, а умение выжать максимум из того, что имеешь. И в этом он гениален.

Suzuki Vitara подкупает хорошей базовой комплектацией, что делает ее крепким вариантом по соотношению цены и оснащенности. Кроме того, в ней есть та живость, которая привлекала людей к Swift и Jimny, потому что Suzuki – большая мастерица делать небольшие авто, на которых интересно ездить. Экономичный и резвый мотор вкупе с хорошим автоматом – ее самый яркий козырь. При этом, быть может, Suzuki Vitara не хватает какого-нибудь совсем уж убойного аргумента, чтобы выделиться среди десятка одноклассников. Если из Yeti и Duster наши тестеры всегда выбирались с какой-то эмоцией на лице (иногда смесь позитива и скепсиса), то Vitara комментировали меньше всего. А хорошо это или плохо – черт его знает.

Анализ цен
В таблице ниже вы найдете подробное сравнение цен кроссоверов в комплектациях стоимостью порядка 1 млн рублей. Все автомобили имеют набор опций первой необходимости, однако комплектация SKODA Yeti наиболее скромна. Например, Suzuki за те же деньги предлагает аудиосистему, подогрев сидений и систему стабилизации, кроме того, это единственный автомобиль, собираемый не в России (нам поставляют Vitara венгерской сборки). Duster помимо 2-литрового мотора, автомата и полного привода щеголяет рядом «излишеств», вроде кожаного салона, круиз-контроля, заводского автозапуска, подогрева лобового стекла, парктроника и т. д. Несмотря на это, он дешевле остальных примерно на 40 тысяч рублей, хотя цену Duster можно догнать до уровня конкурентов, если заказать цвет «металлик» (16 тысяч), систему стабилизации (16 тысяч) и мультимедийный пакет (15 тысяч).
Если сравнить базовые версии, то преимущество Duster станет разгромным – он стоит от 629 тысяч рублей. Правда, комплектация будет совсем простецкой, да и купить такой автомобиль будет проблематично.
А вот минимальные цены за версии с автоматом разнятся не слишком сильно: Duster комплектуется четырехступенчатой коробкой DP2 в версиях от 916 тысяч (сразу с полным приводом), тогда как Yeti с шестиступенчатым автоматом стоит от 1,091 млн, а Vitara – от 1,139 млн.
Но когда речь заходит о наиболее дешевых полноприводных кроссоверах, Duster снова устраивает оппозиции разгром: SKODA предлагает Yeti 4WD лишь с мотором 1,8 TSI и коробкой 6DSG за суммы от 1,346 млн, а Suzuki Vitara 4WD стоит от 1,359 млн, причем двигатель у нее будет все тот же, 1,6-литровый атмосферник.
Все это еще раз подтверждает тезис, что когда нужна проходимость (полный привод), за суммы порядка 1 млн рублей позиции Renault Duster непоколебимы. А вот для горожан, которым достаточно средней комплектации и автомата, преимущества Duster уже не так очевидны: слишком уж бедно выглядят богатые версии «француза».
Сравнение комплектаций в версиях около 1 млн рублей
Благодарим компании «Сатурн» (дилер Suzuki), «Урал» (дилер Renault), и «Легион Моторс» (дилер SKODA) за помощь в подготовке материала.
Имея плюс-минус 1 млн рублей, какой бы кроссовер вы выбрали?
Фото: Фото автора