«Водитель должен соблюдать … необходимый боковой интервал, обеспечивающий безопасность движения» – п.9.10 ПДД.
Все знают данный пункт ПДД еще с автошколы, все интуитивно понимают, о чем идет речь. Но когда дело доходит до реальной обстановки на дороге, а тем более до ДТП, сказать, был ли боковой интервал безопасным при разъезде, например, со встречным автомобилем, не могут. Переведем интуитивное понимание на язык цифр.
Для начала откроем справочник по автотехнической экспертизе: «Безопасный интервал – минимальное расстояние между боковыми частями транспортных средств, исключающее (с учетом возмущающих воздействий) возможность их взаимного контакта при движении параллельными курсами». «Возмущающие воздействия» – это порывы бокового ветра, смещения автомобиля из-за неровностей покрытия дороги, увод автомобиля в сторону при торможении из-за неправильного распределения тормозных усилий по колесам, допустимого люфта в рулевом управлении и т. д.
То есть для безопасного движения автомобиля из-за возможных «возмущающих воздействий» автомобиль на дороге занимает большую полосу, чем его габаритная величина.
Откроем справочник «Судебная автотехническая экспертиза». Цитирую.
В экспертной практике наиболее употребительны следующие выражения:
– величина интервала при встречном разъезде
Xвстр = 1,0 + 0,005 (V1 + V3);
– величина интервала при обгоне и попутном движении в соседнем ряду
dобгон = 0,7 + 0,005 (V1 + V2);
– величина интервала при объезде
dобъезд = 0,35 + 0,005 V1,
где V1 – скорость ТС перед обгоном, км/ч;
V2 – скорость обгоняемого ТС, км/ч;
V3 – скорость встречного ТС, км/ч.
При расчетах по этим формулам следует иметь в виду, что получаемые величины интервалов являются ориентировочными и для различных водителей и условий движения могут варьировать. Конец цитаты.
Считаем.
Допустим, два автомобиля движутся навстречу на двухполосной дороге, каждый вдоль правого края проезжей части со скоростью 60 км/ч. Третий решает между ними проскочить на скорости 80 км/ч, двигаясь навстречу первому и попутно второму. Какова должна быть ширина проезжей части, чтобы маневр третьего автомобиля был безопасен?
Безопасный интервал от края проезжей части до первого и второго автомобиля:
d = 0,35 + 0,005 * 60 = 0,65 м.
Безопасный интервал между встречными первым и третьим:
Х = 1,0 + 0,005 (60 + 80) = 1,7 м
Безопасный интервал между попутными вторым и третьим:
d = 0,7 + 0,005 (60 + 80) = 1,4 м.
Возьмем ширину автомобилей по зеркалам 1,8 метра. Итого:
0,65 + 1,8 + 1,7 + 1,8 + 1,4 + 1,8 + 0,65 = 9,8 м.
Мораль, если ширина дороги менее 9,8 метра, и при выполнении маневра водителем третьего автомобиля произошло какое-либо ДТП, в том числе бесконтактное, то третий и будет виноват.
Совсем упрощенно. Если:
в результате сильного порыва ветра второй автомобиль начал смещаться влево;
его левое колесо попало в ямку и смещение увеличилось;
а водитель, выполняя п.10.1 ПДД, притормозил, и в результате торможения его еще немного сместило влево,
то в столкновении с третьим на дороге шириной менее 9,8 метра виноват будет третий, шириной более 9,8 м – второй.
У нас есть категория водителей, которая «с мылом» пытается пролезть в любой промежуток между автомобилями, зачастую без соблюдения каких-либо интервалов. В случае, когда их задевают другие водители, они с пеной у рта начинают доказывать, какие они мастера, что они ехали прямо и т. д. и т. п. но при этом забывают, что первопричина ДТП – несоблюдение ими самими безопасных боковых интервалов.
Юрий Панченко известен как автор книги «Водитель–инспектор. Разговор на равных» (издана совместно с интернет-сообществом «Юридическая грамотность автомобилистов») – книги, в которой в доступной форме объясняются нюансы правовых отношений сотрудников полиции и рядовых автомобилистов в наших реалиях. Юрий является также преподавателем автошколы, автоюристом и занимается выпуском иллюстративных материалов для объяснения Правил дорожного движения.
Фото: Юрий Панченко