На фоне общего подорожания автомобильных компонентов шины не выглядят рекордсменами: основные закупки проведены заранее, поэтому кратного скачка стоимости не произошло. И всё же наш анализ показывает, что к началу сезона шиномонтажа стоимость летней резины увеличилась практически по всему модельному ряду, а средний комплект прибавил 4–5 тысяч рублей.
Цены на автомобильную резину росли еще в 2021 году из-за логистических сбоев: это отражено, например, в статистике «Росстата». К февралю 2022 года средняя шина подорожала с 3276 рублей до 4174 рублей (+3,6 тысячи рублей за комплект), но это без учета мартовской наценки, о которой — ниже.
Заместитель директора шинной компании «Колесити» Николай Пшеничников рассказывает, что мартовское подорожание было неравномерным по модельному ряду.
— На фоне украинских мероприятий цены еще подскочили процентов на 20–30, — говорит он. — Комплект шин на «Солярис» размерности 185/65 R15 среднего сегмента (Yokohama, Bridgestone) сейчас стоит порядка 25–27 тысяч рублей. Но подорожание шло и в прошлом году, и прошлой весной эти шины можно было купить за 12–15 тысяч рублей.
Согласно архиву сайта NGS.RU, который ведет журналист Дмитрий Косенко, покрышки Nokian и Bridgestone только за начало 2021 года прибавили по 1000–1500 рублей, то есть до 30% цены.
А вот вам статистка по ценам на 16 февраля 2022 года и на 30 марта: на графике ниже приведены летние шины различных брендов и размеров. Например, шины Yokohama BlueEarth прибавили до 4000 рублей, это чуть ли не половина первоначальной стоимости.
— У нас заводы-то все сейчас местные, даже импортных брендов, японских, немецких, у них всех производство в России давно. На фоне скачков доллара они вынуждены были добавить к стоимости. Там применяется каучук, синтетический, натуральный — это всё импортные компоненты. Эти компоненты есть и в России, в частности завод «Кордиант» (корпорация «Сибур»). У них есть собственные компоненты каучука, но не все импортные бренды их покупают. Очень много технических углеродов, дополнительных специфических компонентов для резины поставляются из зарубежных стран, — объясняет причины изменения цен Николай Пшеничников.
Эксперты отмечают возможный дефицит продукции, но это больше относится к внутренним процессам и не касается пока обычных покупателей: в принципе вы можете выбрать практически любую модель и получить ее со склада за 1–2 дня. Однако сами ритейлеры отмечают сниженную отгрузку товара с заводов.
— Дефицит сформировался давно, и он никуда не делся. Остатки ограничены, сейчас заводы практически не отгружают товар летнего ассортимента, — говорит Николай Пшеничников. — Если раньше были договоры отсрочки какие-то, работали удобные финансовые схемы, то сейчас они отменены, поставки — только в предоплату, а за предоплату по этой цене никто покупать не хочет, потому что непонятно, изменится ли цена в дальнейшем. Поэтому товара в целом в магазинах немного, он есть, но все перевели свои остатки в режим экономии, отменили все акции.
Кстати, подрожали и китайские шины, например, две недели назад при подготовке прошлого обзора шинного рынка шины для Hyundai Solaris размерностью 185/65 R15 стоили около 5 тысяч рублей (бренды Nankang, Linglong), сейчас — на 500 рублей дороже. В среднем же комплект на Solaris обойдется сейчас в сумму порядка 25 тысяч.
В этих условиях многие будут смотреть на подержанные шины, хотя часто говорят, что это кот в мешке. Общие рекомендации сводятся к тому, что не так важен год выпуска, как фактическое состояние — отсутствие микротрещин, грыж, боковых порезов.
— Они все просроченные, тут всё ясно, по году выпуска бесполезно шины выбирать. Раньше же никто в России не смотрел на год выпуска, это нас буржуины научили, — объясняет гендиректор автоцентра «7 ключей» Геннадий Евграшин. — Понятно, что надо, чтобы борт был хороший, чтобы посадочный обруч был нормальный, не поврежденный. По идее 10 лет — возраст критический, но опять же, если она лежала на солнце, она потрескается. А если она лежала в помещении с нормальной влажностью, да ничего ей не будет. Не потрескавшаяся, да и слава богу.
Как понять, что резину нужно менять?
Правила дорожного движения в качестве основного критерия используют остаточную глубину протектора — она не должна быть меньше 1,6 мм. По мере истирания шин снижается способность отводить воду из пятна контакта, поэтому «лысая» резина увеличивает риск аквапланирования.
В шиномонтажных мастерских для определения остаточной глубины используют щуп, но у некоторых шин есть встроенный индикатор износа (например, в виде выступа на дне канавки). Проверять состояние шины нужно по всей поверхности, потому что износ зачастую неравномерен.
На шине не должно быть явных повреждений: трещин, боковых порезов, грыжи, разрушения корда. Следить за этим особенно важно, потому что внезапное разрушение шины, особенно на большой скорости, чревато тяжелейшими последствиями.