Продажи автомобилей в апреле 2022 года упали до критически низкой отметки: в сравнении с тем же месяцем прошлого года, по данным «Ассоциации европейского бизнеса», они снизились в пять раз — до 32,7 тысячи. Столь низких показателей не фиксировалось за всю историю ведения статистики — с 2008 года, и до сих пор худшим считался результат карантинного апреля 2020-го. Но даже тогда производители отгрузили дилерам 39 тысяч машин. При этом в худшие кризисы предыдущих лет месячные продажи в России редко падали ниже отметки 100 тысяч автомобилей. А для сравнения: в рекордном апреле 2012 года дилеры выкупили более 266 тысяч машин — в восемь раз больше, чем сейчас.
Ситуация достаточно однородна по всем маркам-лидерам: в апреле 2022-го в пять раз снизились продажи у Lada, Kia, Hyundai и Renault. Чуть ниже падение у марки ГАЗ (коммерческие автомобили) — «всего» 61%. Относительно неплохо чувствует себя УАЗ, который не останавливал производство в марте и апреле: его продажи снизились на треть. Зато у Skoda и Volkswagen обвал практически в десять раз, у Mitsubishi — на 58%, у Haval — на 73%. При этом китайская марка также не останавливала производство в Туле и всячески подчеркивала готовность оставаться на российском рынке.
Данные «Ассоциации европейского бизнеса» основаны на статистике отгрузок автомобилей от производителей к дилерам. Но реальные регистрации еще хуже: в апреле, по данным «Автостата», на учет поставили всего 28 тысяч новых автомобилей, что стало худшим показателем за 15 лет. В карантинном апреле 2020 года показатель был близок к 55 тысячам, что в то время также было антирекордом.
Кстати, разница в статистике «Ассоциации европейского бизнеса» и агентства «Автостат» говорит о том, что в апреле машины копились на складах дилеров, ведь реальные продажи упали сильнее, чем отгрузки новых автомобилей от производителей. На это в числе прочего повлияли заоблачные цены.
Среди моделей лидерство по-прежнему удерживает Lada Granta, за которой идут Vesta и Niva (считается суммарно по моделям Travel и Legend). Далее следуют три «корейца»: Kia Rio, Hyundai Solaris и Creta, за ними — Skoda Rapid, Renault Duster, Volkswagen Polo, Renault Logan.
Ситуация бьет и по автопроизводителям: в начале мая на внеплановую паузу встали все легковые автозаводы.
Дилеры пытаются продать остатки машин как можно дороже, что провоцирует конфликты с клиентами.
И особенно драматичным выглядит перспектива ухода из России компании Renault: это может вернуть АВТОВАЗ на 10–15 лет назад.
Мы также писали про северян, увлеченных сборкой вездеходов. Почти всё свободное время они проводят в своих гаражах и конструируют мощных гигантов. Например, Антон Шубин — инженер-конструктор лицензированных вездеходов с большим опытом. Мы узнали у Артема, почему он начал заниматься таким необычным хобби.