На страничке 42-летнего алководителя Александра Г., ставшего вчера виновником сразу двух ДТП, в одном из которых погиб 12-летний ребёнок, красуется фотография. На ней крутой рулевой с пистолетом в руках и в тёмных очках сидит за рулём машины Mitsubishi Pajero, ставшей орудием убийства. Один из его комментариев гласит: «... я законопослушный гражданин».
Но вся показушная «законопослушность» не помешала ему вчера хорошенько принять на грудь, сесть за руль своего Pajero и убить ребёнка – учащегося 36-й архангельской школы. Ещё двух учащихся эколого-биологического лицея он покалечил. В интервью «Вестям Поморья», ещё находясь то ли в пьяном угаре, то ли в шоке, он всё произошедшее свалил на божий промысел и на природу человеческую: «Такова природа человека, видит бог. Я не хотел, чтобы так получилось».
По его версии, вся природа человеческая заключалась, по-видимому, в том, что не мог он не пить – в его крови обнаружен алкоголь, доза которого втрое превышала допустимую.
Небольшое расследование, проведённое 29.ru, достаточно точно восстановило картину произошедшего. За несколько минут до трагедии на Ленинградском алководитель Г. уже устроил одно ДТП. Его Pajero на улице Галушина «догнал» шедший впереди Chevrolet Lacetti. Пострадавшие в том ДТП, увидев состояние рулевого Mitsubishi, тотчас вызвали ГИБДД, сообщив о его «синюшности» и попытках уехать с места ДТП. Патруль ГИБДД приехал достаточно быстро – через 17 минут, но было уже поздно.
Пока пострадавшие в первом ДТП вызывали патруль, алководитель, по словам очевидцев, времени даром не терял. Он вышел из машины, куда-то позвонил по телефону, вернулся за руль и... уехал, чуть не сбив по дороге ещё одного пешехода. Описывая его состояние, очевидцы рассказывают: «он был настолько пьян, что непонятно, как он со двора выехал».
Что было дальше, многократно рассказано в новостях. На Ленинградском проспекте, в районе дома №38 алководитель снова не справился с управлением и влетел в следовавший в попутном направлении Renault Sandero, от которого отскочил так сильно, что перелетел встречную полосу и выскочил на тротуар возле торгового центра «Макси», где сбил трёх школьников. Один из них погиб, двое других серьёзно пострадали.
Свою трагическую роль в этой истории сыграло и строительство торгового центра «Макси». Возле него в момент ДТП стояла автовышка, на которую откинуло школьника, от удара о которую он получил дополнительные травмы, которые, возможно, и стали роковыми.
После ДТП пресс-служба областного УМВД официально сообщила, что водитель – виновник ДТП неоднократно попадал в поле зрения правоохранительных органов. Уголовные сроки не мотал, но многократно привлекался к административной ответственности за нарушение правил дорожного движения, в том числе за превышение скорости. Было ли в этом административном списке управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения, не сообщается.
На сайте Октябрьского и Ломоносовского районных судов Архангельска нам не удалось обнаружить информацию о лишении алководителя Г. прав за вождение автомобиля в состоянии алкогольного опьянения. Зато удалось обнаружить, что ещё в 2001 году жителя Архангельска с такой же фамилией и инициалами судили за хулиганство – в составе группы лиц избивал прохожих на улице Воскресенской.
Спустя 10 лет – в августе 2011 года его же судили за незаконное приобретение и хранение без цели сбыта психотропного вещества (наркотика) амфетамина. Но г-н Г. деятельно раскаялся и... уголовное дело было прекращено прямо в зале суда. В решении суда сказано: «суд считает, что исправление Г. может быть достигнуто без применения мер уголовного преследования, а поэтому имеются все основания для прекращения уголовного дела».
Исправления не получилось.
Уже вчера вечером пресс-служба областного УМВД известила, что виновник ДТП помещён под стражу. Возбуждено уголовное дело по части 4 статьи 264 Уголовного кодекса РФ «Нарушение правил дорожного движения, совершенное в состоянии алкогольного опьянения и повлекшее по неосторожности смерть человека». Максимальное наказание – семь лет лишения свободы.
Но уже сейчас многие скептически оценивают возможность вынесения максимального наказания алководителю. Да и формулировка статьи «по неосторожности» вызывает резкий протест общественности: пьяный не случайно сел за руль, это умышленное преступление.
Вызывает вопросы и «неотвратимость наказания», которое, как показывает жизнь, довольно часто «отворачивается» от убийц. Многие вспоминают убийство автомобилем 13-летнего подростка под Краснофлотским мостом. Тогда водитель Анисимов откупился от родителей и родственников погибшего мальчика полутора миллионами рублей, после чего «благополучно» примирился с ними в зале суда.
Вспоминается и дело депутата Воробьёва, в пьяном угаре оторвавшего в ДТП руку маленькой девочке три года назад и также избежавшего наказания «по примирению сторон». Разве что только размер компенсации за увечье, нанесённое ребёнку, был в два-три раза выше. Прокуратура пыталась оспорить эти «примирения», но сделать ничего не могла – суд не считал такие преступления тяжкими, а, следовательно, по этим делам примирение сторон возможно.
Из резонансных дел с реальным наказанием вспоминается уголовное дело 44-летнего алководителя Михаила Зубенко, который летом 2012 года сбил на набережной Северной Двины семилетнего мальчика и его тётю. Мальчик погиб, его тётя выжила лишь благодаря усилиям врачей. За это преступление Зубенко получил 4,5 года лишения свободы с отбыванием наказания в... колонии-поселении. Спустя год Зубенко подал заявление на условно-досрочное освобождение, но Приморский районный суд отказал ему в этом.
И все мы сегодня понимаем одну простую вещь. Каким бы суровым ни было наказание алководителю Г., жизнь школьнику не вернуть. Как не вернуть и здоровье учащимся эколого-биологического лицея, пострадавшим в аварии. Поэтому очень важно добиться, чтоб виновник ДТП понёс самое суровое наказание, которое только возможно по статье 264 Уголовного кодекса.
А нашим недавно избранным законодателям стоит внести изменения в уголовное законодательство и приравнять убийство или нанесение увечий в ДТП, которое совершили пьяные водители, к умышленным особо тяжким преступлениям. Нужно полностью исключить возможность любого примирения с преступником, когда речь идёт о жизни детей.
Фото: Фото из группы АВТО ПАРК / принтскрин личной страницы Александра Г.