Бизнес IPO как инструмент долгосрочного финансирования

IPO как инструмент долгосрочного финансирования

IPO (от англ. Initial Public Offering – первое публичное предложение) – первая публичная продажа акций частной компании, осуществляется в том числе в форме продажи депозитарных расписок на акции...

" src=

IPO (от англ. Initial Public Offering – первое публичное предложение) – первая публичная продажа акций частной компании, осуществляется в том числе в форме продажи депозитарных расписок на акции.

Продажа акций может происходить как путем размещения дополнительного выпуска акций путем открытой подписки, так и путем публичной продажи акций существующего выпуска акционерами частной компании.

IPO проводится, как правило, с целью получения «учредительской прибыли». То есть прибыли, получаемой учредителями акционерных обществ в виде разницы между суммой от продажи выпущенных акций и капиталом, действительно вложенным ими в акционерное предприятие.

Привлечение финансовых средств в ходе IPO позволяет приобрести компании необходимые для расширения активы, которые компания не может купить за собственные средства и на приобретения которых считает невыгодным брать кредит.

IPO открывает путь к более дешевым источникам капитала за счет повышения уровня публичности компании и позволяет снизить стоимость привлеченного финансирования. Также IPO способствует оптимизации структуры капитала и получению более эффективного доступа к рынкам капитала, в том числе западным, а так же открывает новые возможности для развития бизнеса и консолидации рынка.

Для многих отечественных компаний с иностранным капиталом выход на IPO является приоритетным требованием иностранных акционеров, которые стремятся таким образом увеличить прибыль и диверсифицировать риски, связанные с продажей своих акций.

После проведения IPO компания становится публичной, отчётность – ясной и прозрачной, что является приоритетом большинства компаний.

В общих чертах IPO включает в себя следующие этапы:

  1. предварительный этап. Компания анализирует своё финансово-хозяйственное положение, организационную структуру и структуру активов, финансовую прозрачность и другие аспекты деятельности. После полученных результатов анализа компания стремится устранить выявленные слабости и недостатки, которые могут помешать успешно осуществить IPO.

  2. подготовительный этап. Если по итогам предварительного этапа с учётом устранённых недостатков перспектива IPO оценивается эмитентом положительно, то процесс IPO переходит на новый этап – подготовительный.

  3. основной этап. Происходит собственно сбор заявок на приобретение предлагаемых ценных бумаг, прайсинг – определение цены (если она не была заранее определена), удовлетворение заявок и подведение итогов публичного размещения.

  4. завершающий этап (aftermarket). Начало обращения ценных бумаг и окончательная оценка успешности состоявшегося IPO.

Из всех обозначенных этапов самым сложным является подготовительный. Здесь подбирается команда участников IPO, выбирается торговая площадка, определяются партнеры (консультанты, брокеры, андеррайтеры), с которыми окончательно согласовывается план действий и конфигурация IPO. В основном отечественные компании в последние годы осуществляли IPO на двух российских биржах – РТС и ММВБ, а также и на западной площадке NASDAQ – подразделения LSE и NYSE соответственно. По мнению аналитиков, выгоды от работы на западных рынках существенно превышают издержки. Примерно за год до предполагаемой даты IPO компания должна определиться с андеррайтером. Обычно для этого проводится тендер.

Андеррайтер (от англ. underwriter) (на рынке ценных бумаг) – юридическое лицо, которое осуществляет руководство процессом выпуска ценных бумаг и их распределения. Андеррайтер гарантирует эмитенту выручку от продажи ценных бумаг и фактически приобретает ценные бумаги.

В отдельных случаях андеррайтером становится банк, с которым у компании уже есть совместные проекты, например размещение облигаций. Вместе с андеррайтером обсуждаются предварительные детали проекта IPO: окончательно выбирается биржевая площадка, определяются диапазон возможной цены размещения и размер пакета акций, выставляемого на торги, а также желаемая структура инвесторов. Причем все больше компаний выбирают в качестве организаторов, андеррайтеров и аудиторов при проведении IPO российские структуры.

На подготовительном этапе составляются формальные документы, например, проспект ценных бумаг, создается инвестиционный меморандум – документ, содержащий информацию, необходимую инвесторам для принятия решения (например, цена за акцию, количество акций, направление использования средств, дивидендная политика и т. п.).

Заключительный пункт подготовительного этапа – запуск рекламной кампании, чаще всего – роад-шоу – рекламные поездки руководства эмитента с целью повышения интереса потенциальных инвесторов к предлагаемым ценным бумагам.

Непосредственная подготовка к выходу на биржу занимает четыре-шесть месяцев в зависимости от того отечественный это рынок или международный, после чего осуществляется IPO.

Аналитики считают, что наиболее разумной стратегией является максимальная подготовка к IPO и выжидание благоприятной рыночной ситуации.

К основным факторам, влияющим на выбор времени IPO, относятся как готовность самой компании к реализации этого проекта (наличие потребности в финансировании, существование и давность отчетности по МСФО или GAAP, завершение реструктуризации и т. д.), так и состояние рынка.

На каждой бирже существуют типично «закрытые», то есть не очень благоприятные для размещения периоды рынка, например такие, как Рождество в Америке и Европе, а также отпускной период в августе. Но даже при учете этих внешних факторов рыночные условия могут быстро измениться, поэтому неопределенность успеха IPO будет сохраняться до самого конца его проведения.

Если рассматривать историю IPO российских компаний, первыми вышли на публичный рынок ценных бумаг США через механизм IPO российские «голубые фишки»: «ВымпелКом», «Татнефть», «Ростелеком», «Голден Телеком», «Мобильные Телесистемы». Так, МТС – первая российская компания, вышедшая на международные рынки капитала после кризиса 1998 года. Листинг её акций в форме ADR 3-го уровня был организован на Нью-Йоркской фондовой бирже (NYSE).

В 2004-2007 годах в России наблюдался взрывной рост количества IPO. За это время свои акции на российских и западных рынках разместили такие компании, как «Калина», «Иркут», «Седьмой континент», «Лебедянский», ВТБ и т. д. Комбинат по производству соков «Лебедянский» стал одним из первых, кто успешно провел IPO исключительно на российских площадках.

Инвесторы выложили 151 млн долларов за примерно 20% акций, а компания по капитализации сравнялась на тот момент с «Вимм-Билл-Данном» (2005 год). В 2006 году состоялось проведение рекордного IPO государственной нефтяной компании «Роснефть» (10,7 млрд долларов США) – 60% рынка пришлось на IPO этой компании. Но в 2007 году 70% обеспечили ВТБ и Сбербанк. Эти два мегаразмещения прошли весьма успешно для банков, хотя и по-разному для инвесторов.

Сбербанк показал весьма хороший рост, а вот ВТБ, довольно агрессивно оценивший себя при IPO, по-прежнему находится в минусе. Акционерами ВТБ стали 131 тыс. россиян, поэтому IPO ВТБ признано самым народным.

Банку «Зенит» так и не удалось в этом году провести первичное размещение акций: на днях банк сообщил о том, что акции на 1,65 млрд руб. так и не были размещены в разрешенные для этого сроки. Параметры допэмиссии, в рамках которой предполагалось разместить 1,65 млрд обыкновенных акций номинальной стоимостью 1 руб., были зарегистрированы Банком России 31 августа 2007 года. С этого периода в течение этого срока банк «Зенит» должен был разместить акции.

Предполагалось, что часть акций допэмиссии банка «Зенит» будет размещена на российском рынке, а часть – на LSE еще в конце прошлого года. С октября 2007 года акции допэмиссии банка были включены на бирже РТС в котировальный список B, предназначенный специально для организаций, которые проводят первичное размещение акций.

Осенью прошлого года из-за неблагоприятной конъюнктуры на рынке банк перенес размещение на 2008 год. Однако и в этом году разместить акции не получилось. По словам аналитика компании «Брокеркредитсервис», то, что банк «Зенит» так и не разместил допэмиссию по открытой подписке, было предсказуемо: «Очень многие российские банки и компании перенесли свои размещения на 2009 год».

Федеральная служба по финансовым рынкам зарегистрировала допэмиссию акций финансовой корпорации «УРАЛСИБ» на 1,04 млрд руб. Впрочем, новый капитал в корпорацию не попал – производится дробление акций. Так, вместо акции номиналом 100 руб. выпущено 50 акций номиналом по 2 руб. Акции ФК «УРАЛСИБ» не торгуются на бирже, а сама корпорация развивается, исходя из стратегии органического роста, говорится в сообщении пресс-службы. А дробление акций – один из шагов, позволяющий в будущем (в случае выбора IPO) повысить ликвидность акций.

Дробление акций может означать, что в ФК «УРАЛСИБ» все же склоняются к проведению IPO, отмечают аналитики.

Таким образом, любое публичное привлечение средств – будь то кредит банка или IPO – это прежде всего продажа будущего компании таким, каким видят его текущие собственники. Правильное управление ожиданиями инвесторов позволит компаниям реализовать свои долгосрочные планы.

С точки зрения финансовой теории IPO всегда будет самым дорогим источником финансирования, однако и самым долгосрочным. С помощью IPO можно финансировать проекты, которые вряд ли будут кредитовать банки или покупатели облигаций.

Фото: Коллаж Анны ВИТЕНБЕРГ
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления