На смену нехватке квалифицированных кадров, о которой так много говорилось в последние годы, пришла проблема сокращения издержек, увеличения производительности труда, а также развитие нематериальной мотивации. Впрочем, работодатели не спешат отказываться от предоставления сотрудникам полисов медицинского страхования в рамках соцпакетов, понимая эффективность этого инструмента. Эксперты утверждают, что правильная организация системы ДМС и привлечение офисных врачей помогают снизить уровень заболеваемости персонала в организации на 40%, а число дней нетрудоспособности – на 30%, повысив тем самым производительность труда на 15%.
О том, как этого добиться, и вариантах экономии на ДМС рассказал руководитель Архангельского филиала Группы Ренессанс страхование Александр Костылев.
– Многие эксперты прогнозировали, что в результате кризиса многие работодатели откажутся от страхования сотрудников. Подтверждаются ли эти прогнозы?
– Оттока клиентов мы не замечаем, но становится ощутима тенденция к сокращению расходов на страхование, например, за счет исключения из полиса дорогостоящих опций, что, конечно же, влияет на суммарные показатели по сборам. В целом же работодатели не спешат отказываться от страхования, расценивая наличие полиса ДМС не как обременение бюджета, а, наоборот, возможность сократить издержки. Из-за кризиса люди не будут меньше болеть. Напротив, стресс только спровоцирует более серьезные, чем просто простуда, заболевания. Между тем общеизвестно, что день отсутствия работника по болезни обходится работодателю вдвое дороже, чем день его полноценного труда. В условиях сокращения штатов эта проблема становится еще более актуальной. Хотя в случае отсутствия необходимого бюджета медицинский полис может быть заменен на страховку от несчастного случая, которая позволяет в случае травм или заболеваний получить денежную компенсацию. Наличие такого полиса демонстрирует заботу и бережное отношение работодателя к сотрудникам и их семьям, а также избавляет работодателя от возможных конфликтов и непредвиденных расходов при несчастном случае.
– Какие изменения происходят сегодня в составе игроков рынка ДМС?
– В результате кризиса стали более ощутимы процессы консолидации рынка за счет перераспределения долей в пользу крупных финансово-устойчивых и надежных компаний, поскольку клиенты стали более тщательно подходить к выбору партнера. Ключевым фактором надежности страховой компании сегодня является ее капитализация и консервативная инвестиционная политика, а также тщательная селекция портфеля и грамотный андеррайтинг. Демпинг в нынешних условиях может указывать только на будущие проблемы страховой компании, которые не заставят себя ждать. Поэтому ведущие участники рынка перешли от ценовой конкуренции к сервисной.
– Что в этом плане предлагает Группа Ренессанс страхование?
– Мы предлагаем не стандартные программы, а инновационные решения страхования персонала, которые становятся в руках работодателя эффективным инструментом мотивации и повышения работоспособности коллектива. В медицинском страховании – это прежде всего скроенные под конкретного клиента программы. Комплектация наших программ зависит от желания и возможностей работодателя, который по своему усмотрению может выбрать наиболее актуальные опции или сэкономить, исключив из перечня дорогие клиники. Кроме того, Группа Ренессанс страхование использует технологии health management – управление здоровьем персонала, а также всем корпоративным клиентам предоставляет услуги врача-куратора на предприятии. Результатом его работы становится реальное улучшение состояния здоровья коллектива, снижается количество пропущенных по болезни дней, повышается производительность труда. При этом мы уделяем большое внимание качеству сервиса и делаем все, чтобы свести к минимуму временные и трудовые затраты работодателя на администрирование договора страхования.
– Какие услуги включены в стандартный полис ДМС?
– Стандартный полис ДМС позволяет сотруднику компании по своему выбору обращаться в любые лечебно-профилактические учреждения, входящие в его программу. Набор услуг и перечень клиник зависят от условий договора. Как правило, даже «бюджетная» программа ДМС нашей компании позволяет сотрудникам пользоваться услугами основных специалистов, таких как терапевт, хирург, гинеколог, уролог, офтальмолог, эндокринолог, инфекционист, кардиолог, физиотерапевт, травматолог-ортопед и др., получать листы нетрудоспособности, медицинские справки, рецепты (кроме льготных). Кроме того, застрахованные могут проходить необходимую диагностику, пользоваться физиотерапевтическим лечением и даже посещать сеансы массажа, иглоукалывания и мануальной терапии.
– Какие услуги пользуются у ваших клиентов наибольшим спросом?
– Согласно проведенному Группой Ренессанс страхование совместно с порталом Headhunter опросу, в числе наиболее важных опций ДМС большинство респондентов назвали поликлиническое обслуживание: 68% из числа соискателей поставили его на места от 1 до 3. Второе и третье места заняли стоматология (58%) и возможность вызова врача на дом (44%). В то же время, согласно ответам работодателей, в большинстве случаев они предоставляют программы медстрахования, соответствующие запросам сотрудников. Так, в 67% случаев корпоративный полис ДМС включает поликлиническое обслуживание, в 50% – стоматологию и в 52-х – возможность вызова врача на дом. Впрочем, программы ДМС, предоставляемые работодателями, не полностью удовлетворяют пожелания сотрудников по содержанию. Если соискатели хотели бы иметь 4-5 наиболее важных для них сервисных опций, то работодатели преимущественно включают только два.