Бизнес Бюджетная консолидация

Бюджетная консолидация

Министерство финансов России завершило разработку и согласование с министерствами предложений, которые позволят увеличить доходы и сократить дефицит федерального бюджета в 2011–2013 годах. Как отметил директор департамента налоговой и таможенно-тарифной п

Министерство финансов России завершило разработку и согласование с министерствами предложений, которые позволят увеличить доходы и сократить дефицит федерального бюджета в 2011–2013 годах. Как отметил директор департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов России Илья Трунин, представляя документ, процесс сокращения бюджетного дефицита, наращенного в период кризиса, страны «большой двадцатки» (G20) назвали бюджетной консолидацией и призвали всех начать ее уже в 2011 году. Проводить ее можно как за счет увеличения доходов, так и за счет сокращения расходов. Минфин России представил первую часть предложений, касающуюся роста доходов, которую, по заверениям Ильи Трунина, согласовал со всеми заинтересованными министерствами.

Предложения Минфина должны за три года принести в бюджет около 1 трлн рублей. Готовя предложения по увеличению доходной части бюджета, Минфин исходил из крайней нежелательности увеличения налоговой нагрузки на всю экономику в целом. Поэтому, по словам Ильи Трунина, министерство пока не пошло по пути «многих европейских стран, которые повышают налог на добавленную стоимость, думают о повышении налогообложения прибыли и других налогов, которые касаются не отдельных секторов экономики, а всех экономических агентов в целом».

В целом от всех этих налоговых, а также от неналоговых мер Минфин рассчитывает получить в 2011–2013 годах дополнительные доходы на сумму более чем 1 трлн рублей, в том числе в 2011 году – 200 млрд рублей, в 2012 году – 370 млрд рублей, в 2013 году – 500 млрд рублей.

Представленный журналистам документ является составной частью основных направлений бюджетной политики, которые были рассмотрены на заседании правительства России в конце июля. После их одобрения Минфин будет завершать подготовку проекта закона о федеральном бюджете на следующую трехлетку и вносить его на рассмотрение правительства России.

Газовая победа

Многолетняя борьба Минфина с Газпромом за повышение ставок НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых) на газ, видимо, закончится победой первого. Министерство финансов уже согласовало со всеми министерствами вариант увеличения ставки на 61% в 2011 году и последующей индексации ее на 6% в 2012 году и на 5,4% – в 2013 году.

Таким образом, ставка может вырасти в 2011 году в 1,61 раза, в 2012 году – в 1,06 раза и в 2013 году – в 1,054 раза.

При этом Илья Трунин заметил, что Минфин старался добиться согласованной позиции федеральных министерств по этому предложению, и ему это удалось, и не ставил задачу получить одобрение Газпрома. «Мы понимаем, что он, как и другой налогоплательщик, будет не очень поддерживать решения, связанные с увеличением налоговой нагрузки», – сказал он.

Ранее Газпрому удавалось отстоять сохранение ставки – правительство страны не стало повышать НДПИ на газ с 2010 года со 147 рублей до 162 рублей за одну тысячу кубометров, хотя и планировало.

Однако в основных направлениях налоговой политики на 2011–2013 годы, подготовленных в феврале текущего года, Минфин вновь заявил о продолжении подготовки предложений по увеличению ставки НДПИ на газ.

Индексация ставок, по оценке Минфина, принесет бюджету в 2011 году 51,2 млрд рублей допдоходов, в 2012 году – 60,4 млрд рублей, в 2013 году – 69,1 млрд рублей.

Нефть растет и объединяется

Не оставил Минфин без внимания и нефтяников, предложив проиндексировать НДПИ на нефть в 2012 и в 2013 годах на 6,5% и на 5,4% соответственно. Речь идет об индексации ставки НДПИ в размере 419 рублей за тонну, которая не пересматривалась в течение долгого времени.

Данная мера, по расчетам министерства, принесет дополнительно федеральному бюджету в 2012 году 78,1 млрд рублей, в 2013 году – 147 млрд рублей.

В ближайшую трехлетку может наконец-то произойти еще одно давно анонсируемое событие – ставка экспортных пошлин для светлых и темных нефтепродуктов будет объединена. Минфин предлагает установить единую ставку на уровне 60% от ставки пошлины на нефть с 1 января 2013 года (а до этой даты ставки будут различны, но постепенно сближаться).

Так, если в 2011 году средняя ставка пошлин на светлые и темные нефтепродукты сохранится на существующем уровне 56%, то в 2012 году за счет снижения пошлины на светлые и повышения пошлины на темные нефтепродукты ее планируется довести до 58%.

Эти меры дадут в 2013 году 50 млрд рублей дополнительных доходов бюджета, в 2012 году – порядка 20 млрд рублей, в 2011 году – 5 млрд рублей.

Никель и медь

Уже скоро, в 2011 году, а возможно, и раньше, может быть начато применение шкалы ставок экспортной пошлины на никель в зависимости от мониторинга мировых цен, сообщил Илья Трунин. «На никель может быть начато применение шкалы ставок в зависимости от мониторинга мировых цен на никель, то есть установление адвалорной ставки в зависимости от цены на мировых рынках», – сказал он.

Илья Трунин пояснил, что шкала представляет собой достаточно сложную формулу и начинается от цены на никель в $12 тыс. за тонну. «До $12 тыс. пошлина не взимается, затем идет пошлина 5%, затем – 7,5%, максимальная величина 30% берется в случае превышения цены мониторинга $20 тыс. за тонну», – рассказал он.

В настоящее время ставка пошлины установлена в размере 5% от таможенной стоимости.

Минфин предполагает, что введение шкалы принесет бюджету дополнительные доходы в 2011 году в размере 14,4 млрд рублей, в 2012 году – 14,3 млрд рублей, в 2013 году – 12,8 млрд рублей.

Изменения произойдут в обложении экспортной пошлиной еще одного цветного металла – меди. Ставка пошлины для нее может быть установлена уже в 2011 году, а может быть, и раньше, в размере 10% по сравнению с действующим сейчас нулем.

Дополнительные доходы бюджета от этой меры составят 8,8 млрд рублей в 2011 году, 7,4 млрд рублей – в 2012 году и 6,5 млрд рублей – в 2013 году.

Регулировка транспорта и бензина

Минфин России также наконец озвучил свои предложения относительно снижения ставки транспортного налога и повышения акцизов на бензин. Так, по словам Ильи Трунина, предлагается снизить ставки налога в два раза, при этом регионам настоятельно рекомендуется все-таки провести такое же снижение, также им предоставляется возможность отменить налог для легковых автомобилей мощностью до 150 лошадиных сил.

При этом для большегрузного транспорта транспортный налог также может быть отменен с момента введения платы за пользование федеральными трассами.

Таким образом, Минфин, с одной стороны, хочет сохранить фискальную автономию регионов (транспортный налог является региональным налогом), а с другой – отменить его для целого ряда автовладельцев, что будет весьма кстати в условиях повышения акцизов на бензин.

Минфин предлагает увеличивать акцизы на автомобильный бензин, дизельное топливо, моторные масла и авиамоторный бензин на один рубль в расчете на один литр подакцизных товаров в течение 2011, 2012 и 2013 годов. Увеличение будет происходить по отношению к тем ставкам, которые установлены Налоговым кодексом России на эти годы сейчас (текущие ставки установлены на три года).

В результате акцизы на бензин третьего класса повысятся с 4 тыс. 302 рублей за тонну до 5 тыс. 672 рублей за тонну, на дизельное топливо повышение в относительном выражении будет больше, так как акцизы на дизельное топливо меньше, чем на бензин. Директор департамента Минфина напомнил, что со следующего года ставки акцизов будут дифференцироваться не в зависимости от октанового числа, а в зависимости от экологического класса топлива.

При этом Илья Трунин подчеркнул, что данные предложения связаны не столько с повышением доходов бюджета, сколько с формированием дополнительных средств для финансирования дорожного строительства. По его словам, повышение акцизов даст дополнительные доходы бюджета в 2011 году в размере более 80 млрд рублей, в 2012 году – 105 млрд рублей, в 2013 году – более 105 млрд рублей.

Комментируя вопрос о том, какие автовладельцы выиграют от предложений Минфина, Илья Трунин отметил: «Очевидно, что если мы говорим о категориях автовладельцев, для которых транспортный налог предлагается отменить или существенно снизить, выиграют те, кто имеет в собственности автомобиль мощностью выше 150 л. с., но при этом на нем не ездят. Те, кто имеет в собственности автомобиль маломощный, но ездит на нем много, будут платить больше», – сказал он.

В данном случае учитываются предложения Минфина о повышении акцизов на горюче-смазочные материалы (ГСМ), а также о снижении транспортного налога с 2011 года в два раза и отмене этого налога с 2011 года для владельцев автомобилей мощностью менее 150 л. с.

Оценить рост стоимости бензина в связи с увеличением акцизов директор департамента Минфина затруднился, отметив, что необходимо посмотреть, насколько это увеличение будет перенесено на розничную цену. «С одной стороны, мы говорим, что этот уровень тарифа плюс НДС – это увеличение нагрузки для тех, кто покупает топливо, с другой стороны, надо смотреть, как будет действовать спрос и предложение на рынке в отсутствие сговора», – сказал он. При этом Илья Трунин напомнил, что акциз на бензин не индексировался очень давно, в то время как цена на него с 2005 года по 2009 год непрерывно росла.

Свои предложения Минфин представит правительству и президенту России, который и будет принимать окончательное решение, подчеркнул Илья Трунин.

Ищем роскошь

Продолжается обсуждение предложения Минэкономразвития о введении акцизов на ряд товаров роскоши. Пока, по словам Ильи Трунина, Минфину не были представлены конкретные предложения. Сам же Минфин затрудняется назвать, на какие товары может быть введен такой акциз.

«Мы помним опыт 1990-х годов, когда акцизы взимались с ковров, хрусталя и ювелирных изделий», – сказал он. Причем взимались они от цены товаров. «Как этот механизм может работать сейчас, говорить сложно», – отметил Ильи Трунин. По его словам, теория налогообложения говорит о том, что акцизы должны взиматься с товаров, спрос на которые «низко-эластичный, то есть независимо от цены потребление все равно остается достаточно стабильным». К таким товарам, по его словам, можно отнести, например, нефтепродукты и табак. «Какие еще подобные товары можно предложить, я пока не вижу вариантов», – сказал глава департамента.

При этом Илья Трунин полагает, что введение акциза на товары роскоши вряд ли может существенно повлиять на доходы бюджета, отмечая, что больше будут затраты на его администрирование.

Между тем акцизы на табачные изделия в 2011–2013 годах будут расти на 30-40% в год. Так, в 2011 году ставка акциза на сигареты с фильтром может быть установлена на уровне 280,4 рубля за 1 тыс. штук, в 2012 году – 360 рублей, в 2013 году – 460 рублей. На сигареты без фильтра ставки акцизов могут быть установлены на уровне 250 рублей за 1 тыс. штук, 360 рублей и 460 рублей соответственно.

В результате выполнения этих предложений в федеральный бюджет в 2011 году поступит дополнительно 20,1 млрд рублей, в 2012 году – 34,7 млрд рублей, в 2013 году – 49,6 млрд рублей.

Материал предоставлен Национальной ассоциацией участников фондового рынка

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
ТОП 5
Мнение
«Любителям „всё включено“ такой отдых не понравится»: почему отдых в Южной Корее лучше надоевшей Турции
Анонимное мнение
Мнение
«Оторванность от остальной России — жирнющий минус»: семья, переехавшая в Калининград, увидела, что там всё по-другому
Анонимное мнение
Мнение
«Режим выживания»: архангельский краевед размышляет, что ждет Поморье в экономике и политике
Анонимное мнение
Мнение
«Мой лучший пиджак — с мусорки»: журналистка 29.RU рассказала, как экономит на одежде
Анонимное мнение
Мнение
Туриста возмутили цены на отдых в Турции. Он поехал в «будущий Дубай» — и вот почему
Владимир Богоделов
Рекомендуем
Объявления