Один из самых сложных моментов для любого начинающего предпринимателя – разработка рекламной концепции. Необходимость рекламировать собственные товары и услуги все реже оспаривается начинающими бизнесменами. А вот вопрос, как сделать это правильно, многих ставит в тупик. Как избежать основных ошибок, и на чем можно сэкономить?
Специалисты утверждают, что в условиях старта бизнес-проекта с ограниченными финансовыми возможностями, скорее всего, самой сложной задачей становится не организация бизнеса, а поиск клиентов. Так или иначе основная доля расходов начинающего предпринимателя будет состоять из зарплаты бухгалтера и расходов на рекламу.
Выбрать цель!
Одна из самых частых и самых трудноисправимых ошибок начинающих бизнесменов относительно рекламы – неправильный выбор целевой аудитории. Иными словами, формируя рекламное послание, человек, в данном случае владелец бизнеса, должен ориентироваться не на свои личные ощущения и предпочтения, а на интересы той целевой аудитории, которой предназначен его продукт. Вряд ли в условиях ограниченного бюджета будет возможность подключить к работе серьезную рекламную фирму, в штате которой есть квалифицированный маркетолог – такая услуга будет стоить очень дорого. А вот сформировать так называемую фокус-группу из людей, максимально приближенных к вашей целевой аудитории, вполне можно. Самый же универсальный совет – определившись с видом рекламы, искать изготовителя. А дальше – сформулировать свои пожелания и довериться профессионализму ваших партнеров. Как правило, он не подводит.
Есть немало простых и недорогих видов рекламы. Среди них – листовки, стикеры, плакаты, вывески, штендеры, объявления в газетах и Интернете. Причем, комбинирование этих способов способно в разы повысить эффективность рекламы. Много будет зависеть и от качества рекламы, от того, насколько креативно подано рекламное послание, «зацепит» ли оно сознание потребителя. Помочь в этом могут оригинальный текст, необычный дизайн, запоминающийся логотип и тому подобные составляющие.
Все чаще в качестве способа донесения информации до потребителя выбирается Интернет. И тому есть логичное объяснение. Статистика подтвердила, что за последнее время резко возрос интерес к Интернету не только среди молодежи, но и среди людей более старшего поколения. Первоначально людей интересовали социальные сети, а затем появился интерес и к поисковым системам. В результате время, проводимое среднестатистическим россиянином у голубого экрана, сократилось почти на 18%. Причем россияне проводят в Интернете гораздо больше времени, нежели европейцы или американцы. Безусловно, наметившуюся тенденцию одними из первых оценили и начали использовать рекламщики. При этом, в отличие от телевидения, Интернет предполагает варианты размещения рекламы с минимальными затратами.
Что касается Интернета, то самой первой рекомендацией, как бы соблазнительно это ни было, является отказ от рассылки рекламных писем, или спама. Чаще всего эффект от таких посланий будет нулевой, если не противоположный ожидаемому.
Когда инициатива – враг
«Самое страшное проклятье любого дизайнера – клиент, который сам хочет изготовить рекламный макет, – уверен дизайнер рекламной газеты Вадим Мелентьев. – Как правило, этим грешат владельцы мелкого и среднего бизнеса, в которых очень сильно стремление держать руку на пульсе во всех аспектах их бизнеса. Именно поэтому они и готовы, не имея специальных знаний, тратить силы на изготовление макетов. Как правило, ничем хорошим это не заканчивается. Во-первых, вместо профессиональных графических редакторов они делают макеты в текстовых или непрофессиональных программах. Во-вторых, даже если макет, распечатанный на принтере, выглядит очень здорово, не факт, что он так же будет выглядеть в газете. Непрофессионалу, не знакомому с технологиями печати, сложно объяснить вне нюансы, но из-за их несоблюдения текст может стать нечитаемым, краски будут отличаться от задуманных, и в целом впечатление от макета будет испорчено. Кроме того, дизайнер видит газетную полосу в целом, и при разработке макета учитывает такие моменты, которые помогут рекламе не затеряться на фоне других предложений. Скажем, когда шестой клиент подряд требует изготовить макет в красно-синих тонах, очевидно, что его предложение просто сольется с аналогичными от конкурентов».
Ставка на креативность
«Ни для кого не секрет, что одним из главных моментов в рекламном деле, – говорит специалист в области рекламы Дмитрий Пономарев, – является необходимость в повышении лояльности потребителей рекламы к рекламируемым товарам и услугам. Слова «скидка» и «распродажа» мало кого трогают, привлечь клиента стандартными способами становится все сложнее. Люди зачастую выбирают ту компанию, к которой привыкли и которая не обманула их ожидания в течение длительного времени, сохраняя качество товара или услуг, либо ориентируются на советы знакомых. Если авторитетным компаниям сложно, то новичкам пробиться к аудитории еще труднее. При существующей ситуации, когда люди уже привыкли рекламу не замечать, возникает потребность не просто создать рекламный продукт, а заставить потребителя обратить на него внимание».
Один из способов привлечения внимания и создания позитивного отношения – сделать продукт полезным. Кстати, идея полезности продукта как основа мотивации потребителя не нова. В разное время идею полезности связывали и с психологией потребителя, учитывая соотношение с ценой.
«Компания «Ваш пакет» создала такой рекламный продукт, который, обладая утилитарностью, связал идею полезности и цены, – продолжает Дмитрий Пономарев. – Распространение рекламной информации на полезной и одновременно бесплатной вещи позволяет на сегодняшний день добиться от рекламы отличных результатов. Таким носителем рекламы стал именно пакет. Мы уверены, люди найдут применение нашему бесплатному пакету, обнаружив его в своем почтовом ящике.
Безусловно, каждого рекламодателя волнует вопрос, сколько людей увидят его рекламу. Так вот у бесплатного пакета охват аудитории огромный. Во-первых, целевой аудиторией окажутся сами люди, которые пользуются пакетом, во-вторых, те, кто видят его в руках обладателей, постоянно демонстрирующих рекламу в обычной повседневной жизни, на улице, транспорте, в общественных местах. Когда еженедельно 100 тысяч бесплатных пакетов оказывается в руках жителей города, то и количество контактов с рекламой достигает миллиона. А учитывая бережное отношение населения к пакетам и долговечность его самого, время воздействия рекламы на потребителя только увеличится.
Согласитесь, пакет в повседневной жизни – полезная вещь. С ним можно пойти по магазинам или на рынок за нужными продуктами и нужными вещами. Пакет можно взять в школу или вуз, положив в него, например, спортивную форму, сменную обувь или учебники с тетрадями. Можно его прихватить дачу или взять в любую поездку. Ведь полиэтиленовые пакеты давно стали необходимой частью нашей жизни.
Пакет может прожить и отработать не один месяц, а вместе с ним ваша реклама на нем. Главное же, что полезное применение пакета в жизни создает позитивное отношение к вашему рекламному продукту, а значит ваша реклама на пакете будет эффективна».
Вывеска – наше все
Компании, которая намерена открыть клиентский офис, прежде всего, стоит позаботиться о качественной вывеске.
«Большая часть клиентов, которые к нам обращаются, слабо представляют себе, какую именно рекламу они хотят получить, – рассказывает менеджер рекламно-производственной фирмы «Принт-Экспресс» Светлана Карпунина. – Безусловно, отчасти нам приходится выступать в роли разработчиков рекламной концепции фирмы: задача менеджера – выбрать приемлемый вариант в рамках бюджета, дизайнер предлагает творческое решение. Бывает, что клиент настраивается на эконом-вариант, а потом входит в кураж и решается увеличить смету ради достижения какого-то необычного эффекта. Скажем, сейчас набирает популярность оформление вывесок методом вакуумной формовки. Пока такие вывески получаются дороговаты и вписываются в бюджет разве что банков, но за ними безусловно будущее. Как, скажем, за светодиодами, которые постепенно вытесняют и неон, и диалайт. Да, светодиоды обходятся несколько дороже, но выгода их установки достигается за счет долговечности и надежности. Между тем реклама – материя тонкая. Потеря только одной буквы в вывеске может очень сильно исказить смысл написанного».
«Почти 90% наших клиентов имеют весьма смутное представление о том, какой конечный печатный продукт они хотели бы видеть, – утверждает коммерческий директор компании «Агентство печатных решений» Алла Мелихова. – Большая часть этих людей – как раз начинающие бизнесмены. Собственно говоря, ничего принципиального нового мы им не предлагаем. На нашей вывеске значится одно слово, которому мы стараемся соответствовать во всем – профессионально. Мы прекрасно понимаем ситуацию на сегодняшнем рынке. Давно прошли те времена, когда клиенту было достаточно выпустить просто качественную рекламную полиграфию, и его обязательно заметят потребители. Сегодня почти каждый из нас ежедневно достает из почтового ящика десятки рекламных листовок. Куда они обычно отправляются? Правильно, в мусорную корзину. В лучшем случае человек сохранит пару-тройку рекламных проспектов, но они должны, действительно, чем-то сильно выделяться на общем фоне. К примеру, удачным ходом была идея использования образа пятисотрублевой купюры. В нынешней рекламе ценна, прежде всего, оригинальная идея, поэтому мы советуем нашим клиентам из числа начинающих предпринимателей не пожалеть времени на общение с дизайнером. У нас работают настоящие профессионалы, но для работы им нужны полноценные исходные данные, которые можно получить только от клиента».
Фото: Фото с сайта Advstrateg.wordpress.com