Большинство из нас в момент приближения долгожданного отпуска задумывается о том, где бы провести свободные дни с наибольшей пользой и удовольствием. Чаще всего выбор останавливается на турецких берегах и европейском сервисе. А ведь при том Архангельская область не лишена туристической привлекательности. Поморье является своеобразным хранилищем древнерусской культуры и глубочайших традиций духовной жизни поморов и находится в первой пятерке субъектов РФ по насыщенности памятниками русского деревянного зодчества. Регион сохранил самобытный колорит, традиции, народные промыслы и северный фольклор. Наши леса красивы и богаты зверьем, наши реки глубоки и полны рыбы. Однако северный регион привлекает мало туристов как среди его жителей, так и среди иногородних и иностранных граждан. Повинен в том ряд объективных причин, которые обсудили на круглом столе по туризму, организованном сайтом 29.ru. Туда были приглашены представители региональных туроператоров, баз отдыха и исполнительных и законодательных ветвей власти.
Туристическую сферу в области необходимо развивать в самых разных направлениях: инфраструктура, создание бренда региона, повышение качества сервиса за счет привлечения новых кадров, освоение новых туристических маршрутов.
Начальник отдела по развитию регионального туризма Светлана Зеновская считает, что хоть и небольшими шагами, но туризм Поморья развивается: «В прошлом году наша область участвовала в различных всероссийских туристских выставках. Особенно хочется подчеркнуть, что был проведен первый архангельский международный туристский форум, в котором приняли участие более 500 человек. Кроме наших соотечественников, форум посетили представители Испании, Канады, Норвегии и других зарубежных стран. Также сегодня действует 18 муниципальный программ по развитию туризма в регионе. Для сравнения: в 2010 году их было всего шесть».
На словах все выглядит действительно неплохо, однако в реальности существует множество подводных камней, о которые ежедневно спотыкаются как работники туристической сферы, так и сами путешественники. Один их главных камней преткновения – недостаточная развитость туристической инфраструктуры. Низкое качество дорог и придорожного обслуживания, неудовлетворительное состояние аэропортов, авто- и железнодорожных вокзалов, дефицит современных туристских автобусов никак не может способствовать активизации деятельности региональной туристической отрасли.
Заместитель директора туристического комплекса «Голубино» Елена Шашкина не может не согласиться с этим: «Мы сталкиваемся с тем, что до нас сложно добираться. Наш комплекс находится в Пинежском районе, и туристы жалуются на то, что долгая дорога превращается в настоящее испытание. Несколько раз ее обещали отремонтировать, но пока никаких изменений нет. Плюс по пути к нам есть два моста, которые весной заливает. В мае из-за этого "Голубино" простаивает, мы терпим убытки».
Для решения этой проблемы необходим комплексный подход к планам по развитию области. «Часто бывает, что дорога строится в одном месте, а чудесная база отдыха находится в совершенно в другом. Или во многих поселках нет даже гостиницы и элементарным мест, где бы можно было покушать. Необходимо, чтобы самые разные ведомства не тянули на себя воз, как в басне Крылова "Лебедь, рак и щука", а комплексно подходили к формированию целевых программ в области», – считает председатель комитета по культуре и туризму областного собрания депутатов Василий Гришин. К слову о поспать и покушать. У нас имя Ломоносова поминается всуе, к 300-летию великого земляка выделялись огромные деньги, однако место его рождения, село Ломоносово, не может похвастаться обилием туристов. Здесь есть живописные пейзажы, есть музей. Но негде переночевать и негде перекусить. А каким бы великим ни был человек, мало наших современников решатся знакомиться с его историей, сидя на голой земле под необъятным небом.
Что касается повышения качества сервиса, который ох как не соответствует высоким ценам на отдых в нашей области. Путешественники из других регионов России часто жалуются на медлительность персонала, среднее по качеству питание и скудную организацию досуга. Одному москвичу, например, желающему провести на Соловках четыре дня, надо заплатить больше тридцати пяти тысяч рублей. Это средняя цена на переезд, проживание и еду. Плюс хочется посетить экскурсии и купить сувениры на память. В итоге выходит приличная сумма, которую большинство предпочитает потратить где-нибудь под пальмами.
Что с этим делать? Участники круглого стола сошлись во мнении, что в первую очередь надо срочно подтягивать качество сервиса. Если он будет соответствовать цене, то и желающих отдохнуть на северной земле будет гораздо больше.
Также для привлечения туристов региону нужна хорошая реклама, бренд, к которому потянется и стар и млад. Однажды мы уже упустили Деда Мороза, которого с удовольствием взяла и раскрутила Вологодская область. Уже не первый год витает идея утвердить за Архангельском звание родины Снеговика, однако никаких конкретных шагов для реализации этого не делается. Несколько лет назад по инициативе экс-мэра Александра Донского на площади Ленина усилиями школьников было возведено около 500 снежных фигур, однако называть такую идею достойной сложно. Спустя немного времени снежные бабы и мужики всех мастей стали представлять собой печальную картину: грязные поломанные карлики, которые навряд ли могут кого-то заставить посетить столицу Поморья.
Фото: Видео Алексея МОЛОКОВСКОГО