В марте дефицит бюджета сменился профицитом
Главной особенностью опубликованных в минувшую пятницу предварительных оценок Министерства финансов России стало то, что федеральный бюджет в марте был исполнен с меньшим профицитом (78,4 млрд руб.), чем можно было предполагать, исходя из недавно озвученных министром финансов А. Силуановым оценок (125 млрд руб.). Учитывая сильную динамику доходов (рост до 1097 млрд руб.) за счет высоких цен на нефть, исполнение бюджета с профицитом в марте практически не вызывало сомнений. Кроме этого, на профицит указывала и опережающая динамика расходов предвыборных января-февраля 2012 г., после чего, предположительно, должно было последовать сокращение расходов. Однако в действительности расходы марта почти ничем не уступали цифрам февраля – 1019 млрд руб. или 8,05% бюджетного плана, что нетипично много для начала года – обычно расходы сильно запаздывают. Это послужило главной причиной более низкого, чем ожидалось, профицита бюджета в феврале.
Расходы марта оказались выше ожиданий
Если всплеск доходов бюджета в марте был предсказуем (+36% к февралю) за счет роста НДПИ и экспортной пошлины вслед за повышением цен на нефть и высоких поступлений от налога на прибыль, то тенденция сохранения рекордно высоких для начала года расходов может стать поводом для удивления. Сезонность расходов в первом квартале 2012 года разительно отличается от предыдущих лет появлением двух нетипичных особенностей: во-первых, однородности расходов – в январе, феврале, марте было потрачено по 8,1/8,1/8,05% годового плана соответственно; во-вторых, равномерность по году: суммарно в первом квартале израсходовано 24,25%, то есть как раз около четверти годового плана против обычных 15-20%. Логично предположить, что исчезновение синдрома недоисполнения бюджетного плана по расходам в первом квартале объясняется не только реализацией предвыборных обещаний, но и переходом на новую систему квартального субсидирования бюджетных учреждений, однако даже с учетом этого фактора расходы марта выглядят необычно высокими. Очевидно, что сезонность расходования бюджетных средств поменялась, причем ее изменение, возможно, выйдет за пределы предвыборного периода.
В апреле приток госсредств слабее ожиданий
Интенсивность притока госрасходов в апреле гораздо ниже, чем можно было ожидать при переходе на новый режим субсидирования, при котором наибольший приток поступлений из бюджета должен приходиться на первую половину квартала. Так, более медленное освоение бюджетных средств в апреле может быть проявлением двух возможных сценариев: во-первых, роспись бюджетных расходов на апрель велика, но в реальности средства поступят в банковскую систему только в мае, тогда приток расходов станет более выраженным; во-вторых, либеральная политика властей в отношении расходов осталась в первом квартале, и во втором квартале таких крупных госрасходов уже не будет. Каким бы ни был сценарий относительно росписи бюджетных ассигнований, эмпирические данные говорят о том, что сейчас фактический приток средств в банковский сектор от госрасходов слабее, чем ожидалось, и, возможно, ниже, чем в марте. Между тем приходящиеся на апрель основные налоговые выплаты (~620 млрд руб., НДС, НДПИ, акцизы, налог на прибыль) лишь немногим уступают цифрам марта. Сочетание этих факторов, а также приходящиеся на апрель размещения госбумаг (126 млрд руб.) свидетельствуют о том, что в апреле консолидированный бюджет, скорее всего, останется профицитным, а значит, будет основным источником изъятия ликвидности. Привести к оттоку средств из банковского сектора может и активизация роста наличности в обращении в преддверии майских праздников. Если этот отток и будет компенсирован интервенциями Банка России (около 150 млрд руб.), чистый эффект на ликвидность в апреле, скорее всего, останется негативным (по оценкам, на уровне 100 млрд руб.).
Бюджет останется основным источником ухудшения ситуации с ликвидностью к концу апреля
Накопленного в первой половине месяца притока средств из бюджета и от интервенций (суммарно около 210 млрд руб.) недостаточно, чтобы покрыть чистое изъятие ликвидности во время налогового периода и от прироста наличности (суммарно около 300-400 млрд руб.). Ситуация осложняется и тем, что параллельно с уплатой НДС, на эту неделю приходится погашение трехмесячного РЕПО с Банком России на 125 млрд руб. Ожидается, что на этом фоне РЕПО с ЦБ вскоре снова станет актуальным, особенно в период уплаты налогов, и будет главной причиной сохранения визуально комфортного уровня остатков на корсчетах и депозитах в ЦБ (выше 700 млрд руб.), при том что чистая ликвидная позиция по итогам месяца, скорее всего, останется в минусе.
Актуальность РЕПО с ЦБ нарастает по мере уплаты налогов
Ставки o/n могут подрасти с текущих 5,4% до 6%. Необходимо отметить, что Банк России демонстрирует готовность в отношении предоставления больших лимитов на имеющиеся в его арсенале операции, постепенно расширяет перечень своих инструментов (скоро могут быть возобновлены операции РЕПО под залог акций) и удлиняет их сроки, что ограничивает потенциал роста ставок.
Материал подготовлен аналитиками «Райффайзенбанка»