Крупные торговые сети опутывают страну, как паутина дачный угол, – открываются все новые и новые магазины. С одной стороны, это удобно: ассортимент товаров велик, цены преимущественно разумные, касс много, так что длинных очередей практически не бывает, часы работы удобные. Но, как всегда, есть и другая сторона медали: прилавки не морозят, поэтому товар частенько бывает на один градус от распада, ценники врут, кассирши в редких случаях вежливы с покупателями, а продавцов-консультантов не найдешь. Вот на этом негативе хотелось бы остановиться подробнее.
Одна моя коллега недавно жаловалась, что в ее районе в шаговой доступности есть только один магазин с большим ассортиментом товаров – от туалетной бумаги до замороженной рыбы. Волей-неволей его приходится навещать не реже пары раз в неделю, и все, казалось бы, должно быть хорошо, но в магазине этом царит такая грязь и вонь, что редкий покупатель не старается побыстрее унести оттуда ноги. Если виноград, то в ящиках, из которых, уподобляясь золотоискателям, покупатели самостоятельно извлекают приятные на вид грозди, безжалостно отбрасывая жмых. Если куры, то надо смотреть на срок их годности, потому что бывали случаи... У открытого прилавка с молочной продукцией все время рискуешь наступить в подозрительную лужу, а кассирши настолько очевидно ненавидят человечество, что вступать с ними в дискуссию небезопасно для психического здоровья.
Между тем, поспорить есть о чем. Дело в том, что ценники на товары частенько не отвечают действительности, о чем покупатель узнает только на кассе. Причем, если цены изменены в сторону уменьшения, желающих спорить обычно не находится, если наоборот, то очередь рискует не дождаться финала диспута, зато, как правило, получает большое сопутствующее удовольствие.
Возвращаясь к моей коллеге, можно добавить, что визиты в конкретный магазин стали для нее невозможны, как только она забеременела. Организм настолько противился этим походам, что их пришлось отменить совсем.
В какой-то книге я прочитала об эксперименте, который проводили с участием людей разных социальных групп и возрастов. Оказалось, что при прочих равных, имея богатейший выбор продуктов, правильно питаются только беременные женщины и маленькие дети. Все остальные участники опытной группы ели «как престижно», «как эффектно», «как дороже», «как удобней» и в итоге снизили показатели здоровья. Нет причин ставить под сомнение выводы ученых, поэтому остается поверить, что беременная женщина действительно может служить маркером в данной ситуации, а именно, свидетельствовать о том, что с точки зрения санитарного состояния этот магазин не выдерживает никакой критики.
Собирая материал для статьи, я обратилась к Интернету. Забив искомое слово в поисковик, нашла немало интересного. Один отзыв хочется привести целиком. Анастасия пишет следующее: «Отношение продавцов и администрации к покупателям не просто оставляет желать лучшего, это ужас! Несколько недель назад купили красную икру по акции по цене 149 рублей за баночку, сели завтракать, а когда открыли, от запаха убежал в другую комнату даже мой той-терьер! Икра дико воняла окислившимся железом и имела однородную консистенцию, даже не похожую на икринки, – каша. Муж решился попробовать, – на вкус оказалась ужасно горькой. А потом мы очень долго проветривали кухню. Кстати до истечения срока годности оставалось полгода, то есть икра не была просроченной.
Найдя чек и запечатав «деликатес» я пошла в магазин делиться «вкуснятиной». Ждала администратора примерно 40 минут, после чего она вальяжно вышла и стала орать, что я мешаю ей работать. На мое предложение попробовать или понюхать продукт, она ответила, что нос у нее уже две недели заложен, рыбу она вообще не ест и мне не советует. Деньги мне не вернули, и я попросила жалобную книгу, которую несли еще минут 20. Все это время администратор стояла неподалеку от меня и кричала на кассиров и покупателей, что они долго складывают в пакеты продукты».
Интернет вообще пугает: «Скандал в Ставрополе – в продукции крупного молокозавода обнаружены хвосты и лапки грызунов!». Наш ответ Ставрополю – не фрагменты, а целые крысы, чего уж там. Пока, спасибо и на этом, не в продукции, а рядом. Припоминаю, что накануне Пасхи моя знакомая рассказывала, как посетила магазин другой торговой сети. Будучи постоянной покупательницей и очень занятым человеком, она рассчитывала купить там куличи к празднику, однако едва не упала в обморок, увидев на торговом прилавке крысу.
«Представители государственных органов могут реагировать на подобные ситуации только по обращениям граждан, причем они должны быть вполне официальными, не анонимными, – комментирует директор департамента потребительского рынка администрации города Елена Еремина. – Меры административного взыскания к таким магазинам может применить только Роспотребнадзор, опять же по итогам либо плановой, либо проверки, проведенной по конкретному обращению. Самая суровая кара в данном случае – приостановление деятельности на срок до 90 суток для исправления всех нарушений. Что касается ситуаций с ценниками, которые не отражают реальной картины, дело здесь вот в чем. Цены на кассе диктуются из логистических центров, большая часть которых находится в Екатеринбурге. То есть, там меняют цену на товар, а продавцы конкретного магазина об этом вполне могут не знать, соответственно, данные на бумажных ценниках не будут изменены. Это сопряжено с тем, что магазины крупных торговых сетей завязаны в единую компьютерную программу, которую им удалось внедрить, однако на закупке электронных прилавков, которые бы сразу отображали изменения, они попросту сэкономили».
Безусловно, покупатель голосует кошельком, и в его воле не приобретать продукты и товары там, где ему неприятно находиться, однако случаются ситуации, когда выбирать чистый и опрятный магазин с вежливыми продавцами просто нет ни сил, ни времени. Единственное, что можно посоветовать в такой ситуации, – пишите письма. Оказывается, этот жанр не устарел.
Фото: Фото с сайта Beirutbeats.wordpress.com