Бизнес Россияне «остыли» к кредитам «на чайники»

Россияне «остыли» к кредитам «на чайники»

Спрос на мелкие кредиты снижается. Люди стараются меньше брать в долг у банков небольшие суммы на покупку бытовой техники, предпочитая занимать гораздо больше денег на другие цели. Эксперты объясняют смену предпочтений заемщиков в сегменте потребительского кредитования ориентиром на более дорогие покупки и вложения. Приоритеты сегодняшнего дня: медицина, отдых, ремонт и мебель

По данным Национального бюро кредитных историй, на 1 июня 2013 года доля кредитов на сумму менее 10 тыс. рублей, а также суммы 10-50 тыс. рублей, сократилась с 22,4% до 20,9% и с 42,4% до 40,4% соответственно. При этом существенно вырос спрос на кредиты на суммы от 50 до 100 тыс. рублей, от 100 до 500 тыс. рублей, а также займы свыше 500 тыс. рублей.

Отметим, что наибольшими темпами рос объем кредитов в сегменте займов на сумму свыше 500 тыс. рублей, а также от 100 тыс. до 500 тыс. рублей. Наименьший прирост показал объем займов, не превышающих 10 тыс. рублей. Эксперты объясняют смену предпочтений граждан ориентиром на более дорогие покупки.

По словам генерального директора Национального бюро кредитных историй (НБКИ) Александра Викулина, в настоящее время люди стараются меньше получать кредиты «на чайники», предпочитая занимать средства для совершения более дорогих покупок.

Инфографика: Эдуард Фадюшин

По словам аналитика Банка Хоум Кредит Станислава Дужинского, на протяжении 2011-2012 годов наблюдался всплеск посткризисной кредитной активности. «Люди стремились купить все то, в чем они были вынуждены себе отказывать во время кризиса. Поскольку ситуация на рынке труда нормализовалась и доходы стали расти, часто покупки совершались с использованием банковских кредитов. Как правило, это были мобильные телефоны, компьютеры и бытовая техника. Сейчас, по мере насыщения потребительского спроса, на первое место стали выходить более дорогие и фундаментальные покупки и вложения. Образование, качественная платная медицина, отдых, ремонт и мебель – вот приоритеты сегодняшнего дня», – констатирует эксперт.

Одним из приоритетов сегодня является и ипотека. «Мы отмечаем увеличение доли ипотечных кредитов, что, конечно, ведет к росту общей суммы долга, – говорит Александр Викулин. – Тем не менее, в этом отношении российский рынок далек от насыщения. Что особенно важно, снижается текущая долговая нагрузка, так как ипотечные займы долгосрочные и ставки по ним ниже, чем по беззалоговому кредитованию. Мы полагаем, что развитие банками ипотечных программ – дальновидный и правильный шаг, который позволит им получить надежных клиентов и качественные долгосрочные кредитные портфели».

Заместитель управляющего региональным филиалом НОМОС-БАНКа Татьяна Бакланова, связывает наметившуюся тенденцию с ростом уровня финансовой грамотности у населения.
«В настоящее время повысился уровень образованности клиентов в области кредитования. Клиенты взвешивают свои возможности и предложения банков на приобретения конкретных товаров, которые находятся в торговых центрах, а также предложения банков по предоставлению кредитов наличными на любые цели. Ни для кого не секрет, что потребительский кредит на любые цели гораздо более выгоден для клиента как с точки зрения процентных ставок, так и с точки зрения целевого использования. Ведь кредитование на конкретную покупку (будь это приобретение телевизора, чайника, телефона) ограничено суммой покупки, а кредит на любые цели возможен для осуществления более глобальных приобретений или осуществления давних задумок. Отсюда и изменение ситуации в сторону увеличения сумм кредитования, и отхода от программ на приобретения «чайников». Кроме того, ситуация на финансовых рынках на сегодняшний день достаточно стабильная, что позволяет людям смело смотреть в будущее, а банки и страховые компании в свою очередь предлагают подушку безопасности в виде страхования жизни от несчастных случаев или страхования от потери работы», - говорит эксперт.

Заместитель председателя правления ОАО Банк «ПРИОРИТЕТ» Игорь Клименко отмечает, что оформляя мелкие кредиты в точках продаж, покупатель зачастую принимает поспешное решение и соглашается с наименее выгодными условиями. «Одной из важнейших проблем потребительского кредитования является то, что потенциальный заемщик не всегда способен самостоятельно тщательно изучить и осмыслить условия кредитного договора, натыкаясь на разного рода «подводные камни» - скрытые комиссии, дополнительные платежи и другие сложности. Таким образом, при пересчете, заемщик понимает, что вместо заявленных при оформлении кредита процентов, он существенно переплачивает, в то время как банк изначально предлагает среднерыночный процент без каких-либо дополнительных платежей. Ну и конечно, на потребительский спрос не могут не влиять такие факторы как уровень доходов населения, состояние банковской инфраструктуры и уровень экономического развития региона в целом», - говорит эксперт.

Эксперты полагают, что начатые тенденции на рынке потребкредитования в текущем году продолжатся. «По предварительным оценкам, в этом году прирост розничного кредитного портфеля составит около 30%, что, конечно, ниже прошлогоднего рекорда в 40%, но все равно очень неплохо. На первое место сейчас выходят кредиты наличными и кредитные карты, удобство которых уже по достоинству оценили многие банковские клиенты. При этом, несмотря на снижение доли, POS кредиты продолжают оставаться востребованными продуктами», – отметил Станислав Дужинский.

По мнению Татьяны Баклановой, в дальнейшем количество клиентов, желающих оформить кредит на месте на конкретную покупку, скорее всего не сократиться, так как слишком велик соблазн приобрести желаемое здесь и сейчас. Но одновременно увеличится и количество желающих получить потребительские кредиты для решения своих насущных вопросов. «В настоящее время многие клиенты предпочитают взять кредит на любые нужды и приобрести автомобиль или недвижимость, не используя целевые авто и ипотечные кредиты, так как потребительские кредиты освобождают от обязанности страхования в рекомендуемых компаниях и обременения на приобретаемые объекты», - считает эксперт.

По мнению Игоря Клименко, развитие потребительского кредитования имеет неоднозначные прогнозы, но в среднесрочной перспективе этот рынок будет расти. Невысокие денежные доходы населения и высокие ставки по некоторым кредитным программам выступают существенным ограничителем для развития. Но, как показывает практика, на сегодняшний день население предпочитает скорее тратить, чем сберегать. Кредитные карты, ипотека, автокредитование, необеспеченные потребительские кредиты – все эти сегменты продемонстрируют высокие показатели прироста и позволят работающим в этих направлениях банкам показывать динамику по сектору», - резюмировал господин Клименко.

Доля кредитов в зависимости от суммы в общем объеме потребительстких кредитов

Данные НБКИ

Фото: Фото с сайта Rnns.ru

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
4
ТОП 5
Мнение
Туриста возмутили цены на отдых в Турции. Он поехал в «будущий Дубай» — и вот почему
Владимир Богоделов
Мнение
Красавицы из Гонконга жаждут любви. Как журналист перехитрил аферистку из Китая — разбираем мошенническую схему
Никита Путятин
Корреспондент MSK1.RU
Мнение
Хотите помочь и этим убиваете: научный сотрудник рассказала, можно ли кормить птиц в Архангельске
Анонимное мнение
Мнение
«Оторванность от остальной России — жирнющий минус»: семья, переехавшая в Калининград, увидела, что там всё по-другому
Анонимное мнение
Мнение
«Мой лучший пиджак — с мусорки»: журналистка 29.RU рассказала, как экономит на одежде
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления