Олег спокойно расплатился картой за покупки в супермаркете бытовой техники и электроники. Но когда пришел домой, то с удивлением обнаружил, что на телефон продолжают приходить смс-сообщения о проведенной оплате. Карты в кошельке не оказалось – он забыл ее в магазине. Видимо, кто-то поднял карту и уже успел приобрести пылесос и компьютер. Пока Олег доехал до банка, чтобы заблокировать карту, вся его зарплата на карте была израсходована. Карту банк заблокировал, а вот деньги вернуть отказался. Специалист банка предложил Олегу подать в суд на тех, кто незаконно воспользовался его картой. Как быть в такой ситуации, какие меры предпринять и насколько велик шанс разыскать мошенников и добиться возврата средств – отвечают эксперты.
Начальник управления пластиковых карт ВТБ24 Александр Бородкин:
«Во-первых, Олег действительно молодец, что подключил услугу СМС-сервиса. Это позволило ему оперативно получить информацию о том, что кто-то пытается воспользоваться его картой. Во-вторых, для блокировки карты посещение банка вовсе не требуется. Достаточно позвонить в телефонный центр банка и, идентифицировавшись, попросить оператора заблокировать карту.
Телефон круглосуточной службы поддержки банка находится на оборотной стороне карты, я бы рекомендовал либо выучить его (обычно банки используют весьма простые для запоминания номера), либо внести в свой мобильный телефон/записную книжку. Таким образом, возможность держателя карты своевременно предотвратить действия злоумышленника, значительно возрастает.
По поводу дальнейшего развития ситуации – это вопрос договорных отношений между клиентом и банком. Юридически ситуация выглядит примерно так. Банк выполнил все свои обязательства, и по информированию клиента и по блокировке карты. Клиент не выполнил свои обязательства по непредставлению карты третьим лицам. Однако сложившаяся в банковском сообществе практика показывает, что банк предпринимает все возможные меры по опротестованию таких операций, и в большинстве случаев денежные средства клиенту возвращаются. Банк (с привлечением государственных органов) проводит детальное расследование подобных инцидентов с выявлением мошенников».
Директор департамента продаж и продуктов РОСГОССТРАХ БАНКА Вилен Ли:
«В первую очередь отметим, что из СМС Олег мог узнать только о сумме покупки и точке, где она была произведена, информацию о приобретенных товарах СМС не содержит. В случае же, когда клиент не обнаруживает карты при себе, необходимо сразу ее блокировать, не дожидаясь списания средств мошенниками. При этом заблокировать карту можно и по телефону – это надежно и оперативно – каждый банк предоставляет такую услугу. Ехать в отделение банка придется лишь в том случае, если банк не сможет идентифицировать клиента по телефону.
При этом банк несет ответственность за операции, проведенные по карте только после момента блокировки. До этого за все операции ответственность несет клиент. Поэтому в такой ситуации, как у Олега, не стоит ожидать возврата потерянных средств.
В данном примере возможны два варианта решения проблемы. Во-первых, высока вероятность того, что картой воспользовался сотрудник магазина. Поэтому необходимо обязательно обратиться к руководителю и в службу безопасности торговой точки для урегулирования вопроса. Во-вторых, стоит обратиться в органы внутренних дел, оформить заявление и при активном участии магазина и предоставлении записей с видеокамер в зоне касс есть вероятность выявить мошенников.
И на будущее: безопасность средств, хранимых на банковском счете, зависит в первую очередь от того, соблюдает клиент правила пользования картой или нет. Небрежное обращение с картой работает на руку мошенникам, которые постоянно изыскивают новые способы обмана владельцев карт».
Директор юридической компании «Бенефит» Антон Слипченко:
«При выдаче банковской карты между эмитентом карты (банком) и ее держателем заключается договор, определяющий права и обязанности сторон, в том числе в части вопросов безопасности, порядке контроля за совершаемыми банком по распоряжению держателя карты платежами, финансовой ответственности сторон. Далее, если есть нарушения этого договора со стороны эмитента, возмещать должен банк. Если нет, значит ищите злоумышленника.
В данном случае банк скорей всего прав. Так как в момент платежей банк не имел информации, что карта выбыла из владения держателя. Для того чтобы рассчитаться картой, необходимо ввести пинкод. Соответственно, тот, кто производил покупки, знал его. Это могло быть узнано либо заранее, либо при проведении карты в платежном терминале магазина. В любом случае, это банальная кража. И последствия лежат целиком на владельце как на потерпевшем. Найдут злоумышленника – будет шанс вернуть деньги, не найдут – нет шансов. Это как деньги потерять. Но, в любом случае, произошло преступление, и об этом необходимо сообщить в правоохранительные органы, возможно были задействованы сотрудники магазина. Если это будет установлено органами, то деньги вернуть вам должен будет магазин.
Избежать подобной ситуации можно, нужно только постоянно контролировать наличие карты, и при потере сразу блокировать ее . Как это сделать – читайте в вашем договоре. Я советую сделать это письменно с фиксацией даты и времени блокировки, так как все операции фиксируются во времени, и с обязательным получении на руки документа подтверждающего, что такое обращение сделано (копия заявления со входящим номером). Если же пропажу вовремя заметить не удалось, то сразу при первом же несанкционированном списании нужно позвонить в банк-эмитент и заблокировать карту, после чего так же обратиться туда письменно. Это самый простой и единственный в такой ситуации способ минимизировать убытки.
Другое дело если списание продолжается после блокировки карты, здесь убытки уже можно предъявлять банку. Как правило, договор с эмитентом должен здесь стоять на вашей стороне, если нет, то поменяйте эмитента. Кроме этого в настоящее время частично действует закон «О национальной платежной системе», и с 2014 года этим законом будет уже четко регламентирована ответственность эмитента в части компенсации незаконно списанных денежных средств».