Нынешний статус негосударственных пенсионных фондов не позволяет Минфину понять, кто фактически контролирует фонд, все сделки с НПФ совершаются вне правового поля, пишет газета «Ведомости». Об этой проблеме рассказал замминистра финансов Алексей Моисеев. Эти проблемы вышли на уровень правительства во время дискуссии о развитии пенсионной системы и стимулировании граждан самостоятельно копить пенсию в НПФ. Чтобы поднять доверие граждан, первый вице-премьер Игорь Шувалов поручил сделать статус фондов понятным и прозрачным.
В НПФ собрано свыше 1,5 трлн рублей пенсионных резервов и накоплений. Работая над проектом, Минфин столкнулся с неожиданной проблемой — кто получит акции НПФ в процессе преобразования его в акционерное общество
«Многие фонды за 20 лет существования успели поменять фактических владельцев, но права новых владельцев документально не зафиксированы», — описывает Алексей Моисеев. Зачастую формальные учредители давно не контролируют фонд, не делают взносов в его имущество, а часть из них и вовсе прекратили существование.
Например, предает «Ведомости», среди учредителей лидера рынка пенсионного страхования НПФ «Лукойл-гарант» — давно обанкротившийся банк «Империал», у НПФ электроэнергетики — структуры ликвидированного в 2008 году РАО «ЕЭС России». На деле же оба фонда контролируются ФК «Открытие», говорят участники рынка и люди, близкие к акционерам корпорации, однако этот контроль документально не зафиксирован. Корпорация называет себя «стратегическим партнером» этих НПФ.