Всего неделя осталась до XX Всероссийского фестиваля «Беломор-Буги», который пройдет в Архангельске 5 и 6 октября. Это праздник не массовой, но удивительно разнообразной, интересной и качественной музыки. Под знаменем «Беломор-Буги» выросли многие любители рока в Архангельской области, именно тут люди набивали первые шишки в слэме и знакомились с настоящей рок-музыкой. Приготовления к фестивалю идут полным ходом, музыканты пакуют чемоданы. А мы тем временем пообщались с Александром Мезенцевым, организатором «Беломор-Буги».
– Ну, во-первых, хотелось бы узнать, все ли коллективы подтвердили свое участие в фестивале, какие были организационные проблемы? Все-таки география «Беломор-Буги» огромная, случиться может всякое.
– Alkonost не будет, не получилось у ребят. Вместо них выступит группа, которую несколько лет подряд хотел привезти. Это коллектив из Краснодара, Freakozaks. Играют замес хэви-метала с прогрессивом и пауэр-металом. Они проехал половину Европы с немецкой группой Rage и были очень перспективны. Но случилась довольно банальная история, заключили контракт с человеком, у которого были деньги, и попали в кабалу. Долго судились. Вытащить их надо было, ведь если на «Буги» не привезти их, то никто не привезет. А команда очень хорошая. Остальные группы все подтвердились, в том числе и иностранцы. Хотя подводные камни разные есть. Так, у The Dorians, группы из Армении, гитарист – гражданин Ирана, с этим были определенные проблемы.
– Как вы нашли шведов Walter Bob? Коллектив интересный, но в России по сути совсем неизвестный.
– Эта группа из Норботтена, самый север Швеции. Вышло так, что у нас была вакансия на фестиваль, был сделан запрос в Швецию, они предложили этих ребят. Вообще тут работа ведется давно, в направлении городов-побратимов, я имею ввиду. Но в силу причин связанных с тяжелой бюррократической машиной по обе стороны, то не всегда на уровне побратимов получается что-то сделать. Тут же вышло быстро. Это неизвестная команда, с таким же инструментарием, как у наших музыкантов и с тем же багажом опыта, так что будет интересно сравнить что делают наши музыканты и зарубежние, обладающие одинаковыми возможностями. Кроме того, они играют не самую популярную у нас музыку в стиле фанк. То что я слышал, это не самая массовая музыка, но сделанная очень хорошо.
– Другие зарубежные спецгости более известны, особенно радостно было увидеть в списке участников голландцев Peter Pan Speedrock. Насколько я знаю, в Европе это имя хорошо знакомо любителям рока. Как их к нам заманили?
– Да, они очень известные в Европе. В их послужном списке разогрев Motorhead и многих других одиозных команд, постоянное участие в фестивалях. Нам повезло, что Peter Pan Speedrock приедут. Притом что накануне они играют очень далеко от Архангельска, во Франции, в Лионе. После этого парни несколько часов едут на машине до Парижа, оттуда летят в Москву, а затем – к нам. После «Беломор-Буги» они едут в Британию. Несмотря на это, на приглашение наше, судя по реакции менеджера, музыканты отнеслись с определенным восторгом. Ведь раньше эта команда не была в России.
– Ну, и про The Dorians не могу не спросить. Армения, участники «Евровидения»... У многих этот конкурс ассоциируется исключительно с поп-музыкой, почему решили их пригласить?
– Попалась эта команда мне гораздо раньше «Евровидения», а когда об этом узнал, то энтузиазма еще прибавилось. Да, есть мнение о том, что евро – это очень попсистое мероприятие. Но такое отношение наверное, у нас. В Европе, где много разных фестивалей, направлений, ситуация обстоит иначе. The Dorians на самом деле очень любопытный коллектив, в их музыке чувствуются народны мотивы, национальный мелодизм, которые подкупили меня.
– Судя по списку участников, второй фестивальный день будет по-тяжелей. Жанровая разница 5 и 6 октября была сделана специально?
– Ну да, это есть немного. Но большого крена в сторону тяжести во второй день нет, в нем поменьше фольклорных мотивов. А 5 октября их предостаточно: «Абввеотура», «Ива Нова», «Ягода Гало».. Из фолк-мотивов любопытные ребята очень 6-го будут, Baradj – это фолк-метал на татарском языке из Казани.
– «Беломор-Буги» сткнул двадцатник, для фестиваля это серьезный возраст. Интересно, а помощь какая-то от мэрии-правительства есть?
– Помощи нет, да я и не обращался. В обычные годы нормальна такая картина: «Кто-то что-то делает сам, до него нет дела. Почему ему должны помогать?» А тут двадцатый фестиваль все-таки... Мне кажется, люди, которые работают во властных структурах, держат руку на пульсе разных событий города. Я надеялся, что кого-то этот юбилей взволнует кого-то из сильных мира сего. Единственное, спасибо хочется сказать Елене Доценко, с которой я лично давно знаком.
– А ведь фестиваль«Остров», если верить сайту мэрии, прошел при поддержке Виктора Павленко. Не знаю, правда, насколько эту поддержку ощутили организаторы, ну да ладно...
– Открою маленькую тайну. Нынешний мэр Виктор Павленко сто лет назад стоял у истоков «Беломор-буги», когда он работал в комитете по делам молодежи. Тогда была получена поддержка от власти, в первый и последний раз. Наверняка он про это помнит. Я напоминать и не буду, хотя и надо, может. Не знаю. Так или иначе находятся независимые спонсоры, вопросы решаются.
– Фестиваль «Беломор-Буги» – один из старейших в России. Как вам кажется, что за долгие годы он дал области и городу?
– С точки зрения геополитики то, что о фестивале знают в более чем в 60 городах России и за рубежом. Как часто мы слышим в новостях про Архангельск?
– Редко, только если у нас что-нибудь взорвется, или «тысячник» какой-нибудь опять прорвет, или что Архтралфлот продается...
– Ну вот. Фестиваль области может дать доброе имя Архангельску. Мы стараемся делать все, чтобы приезжим гостям было хорошо и удобно. От нас уезжают все со светлым чувством, об этом они рассказывают другим. Кроме того, на фестиваль приезжают журналисты из Москвы, Питера. Все в первую очередь, конечно, делается ради музыки, а не для того, чтобы Архангельску где-то на небесах маленький плюсик поставили. Но это все пересекается.
– Много у нас в правительстве говорят о развитии туризма в области, как вам кажется, «Беломор-Буги» могли бы стать тем мероприятием, которое при грамотном подходе привлечет в наш край иногородних и иностранных гостей? Ведь очень часто в небольших европейских городках туристический бум приходится именно на дни проведения подобных мероприятий.
– Об этом говорилось неоднократно. Не знаю, может, пора уже начать сотрудничать с каким-нибудь туристическим агентством, чтобы они продавали путевки в дни проведения фестиваля. Вообще это можно было бы использовать. Вот, например, в этом году заметил интерес к «Беломор-Буги – 2013» у лиц других городов, так как приезжают The Dorians. Они в Москву не приезжают, так что их поклонники едут в Архангельск, чтобы послушать любимую группу. Чтобы фестиваль стал частью туристический жизни, чтобы он привлекал людей, этим должны заниматься специалисты. Комитет по туризму правительства области, например.
– Какие ощущения у вас перед предстоящим мероприятием? Осталось-то совсем немного...
– Для меня это как работа. В очередной раз понимаешь, что бросаешься в пучину дел. Есть как удовлетворенность, так и усталость. Про полное ощущение надо говорить после фестиваля. Надо чтобы все доехали, все сыграли, СМИ осветили, чтобы публика нашла там свою музыку.
– А что как организатор вы зрителям «Беломор-Буги» пожелаете, которые придут в эти выходные на фестиваль?
– Зрителям, ищущим хорошую новую музыку, я завидую, потому что выбор предложен огромный на любой вкус. Совершенно разная музыка будет собрана в одном месте на два дня. Это как лакомство, роскошное блюдо, которое можно попробовать и удивиться: «Елки-палки, почему я эту команду никогда не слыша? Про этих ребят не знал?». Это удивительное чувство, что-то для себя открывать, как нового автора книги, например. Хочется, чтобы у людей был праздник музыки и открытий. А о своих ощущениях расскажу позже, сейчас пока рано. Еще неделя впереди. Надо, чтобы все получилось.