Не секрет, что любой работник нуждается не только в кнуте, но и в прянике. Ибо методика поощрения играет важную стимулирующую роль. Будешь хвалить и отмечать – сподвигнешь человека на новые трудовые свершения, а не будешь – жди недобросовестного исполнения служебных обязанностей или, еще того хуже, перехода на сторону конкурентов. Практически всегда главным доказательством «любви» начальства к подчиненным считалось повышение зарплаты. Однако нынешние времена наглядно показывают, что в арсенале имеются и другие интересные методы…
На этой неделе в Архангельске состоялось весьма любопытное мероприятие – мастер-класс «Мотивация 2.0», включающее в себя лекционно-ознакомительную часть и игровой тренинг. Организатором бесплатного и полезного семинара для своих клиентов выступил сайт городского значения 29.ru, одним из наиболее популярных сервисов которого является именно раздел «Работа». В качестве гостей были приглашены представители кадровых служб крупных промышленных и торговых компаний нашего города, желающие повысить эффективность деятельности персонала своих компаний.
В ходе семинара основатель социально-мотивационной платформы Pryaniky.com Евгения Любко (Шатилова), опираясь на личный опыт, предложила на суд участников мероприятия действенную схему корпоративных взаимоотношений. Сама Евгения – выпускница Российской экономической академии имени Плеханова, лауреат премии «Брайнер года – 2011», хорошо осведомленная о различных приемах построения эффективного диалога на рабочем месте.
Рядом социологических исследований доказано: первое место среди мотивационных трудовых факторов занимает материальное вознаграждение. За него голосуют больше половины опрошенных. Между тем доказано, что увеличение жалованья сохраняет продуктивный эффект только в течение первых трех месяцев. Далее неизбежно следует так называемый «синдром привыкания», в результате которого трудящийся воспринимает это как должное и постепенно теряет стремление быть лучшим в своем деле. Впрочем, сейчас на смену испытанному способу приходит нечто новое. А если брать более конкретно – внедрение внутрикорпоративного признания.
Как рассказала Евгения, одним из лучших инструментов является нематериальная мотивация сотрудников. Лучшим средством здесь служит наличие фирменных знаков отличия – своеобразный аналог валюты. Естественно, это ни в коей мере не означает какое-либо уменьшений в зарплате – вовсе нет. Просто к «живым» деньгам сотрудник дополнительно получает бонусы в виде этих самых знаков. И чем их больше, тем соответственно, в большем почете пребывает работник. В довершение ко всему у подобных «ярлычков» зачастую есть еще одна выгода – их можно обменять на товар в специальном корпоративном магазине. А уж как назвать такое средство похвалы, каждый руководитель решает сам. Евгения подобрала им образное наименование – «пряники». Что ни говори, а вполне звучит: прослеживается отчетливая аналогия с расхожим мудрым выражением про упомянутое кондитерское изделие и его антиподом под названием «кнут».
В качестве примера столичный лектор привела опыт одного из производственных комбинатов дружественной и братской Украины, успешно внедрившего во внутренний обиход отличительные купоны – «ежики». Нововведение просто преобразило атмосферу в коллективе. В стремлении стать обладателем большего числа «ежиков» люди в работе превосходили сами себя. Даже энную долю зарплаты пытались обменять на поощрительные талончики. Что, впрочем, изначально не допускалось уставом предприятия. Зато плоды работы перекрыли все имеющиеся ранее результаты. И люди счастливы, и дело спорится. Спасибо «ежикам» а также тем, кто их придумал.
Еще одна особенность современности – виртуальные доски почета, функционирующие во внутрикопроративных соцсетях. На страницах данного электронного ресурса компании каждый может поделиться своими идеями и достижениями. А начальству и коллегам, в свою очередь, предоставляется возможность во всеуслышание похвалить инициативных сотрудников.
Данный экскурс чрезвычайно заинтересовал аудиторию архангельских работодателей. Так что, скорее всего, описанный выше опыт попытаются привить и на поморской почве. Также участников мастер-класса, помимо теории, ждала деловая игра, в ходе которой необходимо было не только предложить эффективное решение конкретной проблемы, но отстоять свой проект.
«Меня очень порадовало организационное сопровождение: сотрудники сайта 29.ru как всегда были учтивы и доброжелательны. Форма подачи материала – легкая, ненавязчивая, очень доступная. Прозвучало достаточно много информации, которую вполне можно адаптировать под нужды любой организации и благополучно использовать на практике», – поделилась впечатлениями от семинара административный директор компании «Русфорест-Архангельск» Светлана Амерханова.
Координатор проекта «Работа» сайта 29.ru Светлана Меньшакова также считает прошедший мастер-класс успешным: «Все прошло очень замечательно. Общая атмосфера и настроение были легкими и положительными. Информационный материал лектора, конечно, больше ориентирован на большие города с развитой инфраструктурой. Но очень много полезных идей и для архангелогородцев – менеджеров и руководителей среднего звена. Наши гости остались очень довольны и просили чаще проводить мероприятия такого плана».
Фото: Видео и монтаж Геннадия ВЕЙЦМАНА