Представители налоговых органов зачастую не видят разницы между налогоплательщиком – физическим лицом и налогоплательщиком – индивидуальным предпринимателем, хотя она явно имеет место быть.
Налоговые эксперты считают, что необходимо изменить текст п.3 ст.29 НК РФ (внести дополнение о доверенностях от имени индивидуальных предпринимателей). Имеются примеры судебной практики на эту тему, ярко подтверждающие наличие определенных разночтений.
Надо отметить, что в ходе досудебного урегулирования налоговых споров между налоговым органом и индивидуальным предпринимателем периодически возникают ситуации, при которых налоговый орган на основании положений пункта 3 статьи 29 Налогового кодекса РФ требует, чтобы уполномоченный представитель налогоплательщика – физического лица, представлял его интересы на основании только нотариально удостоверенной доверенности. Тем самым, представители налоговых органов зачастую не видят разницы между налогоплательщиком – физическим лицом и налогоплательщиком – индивидуальным предпринимателем, хотя она явно имеет место быть.
Приведем пример – Арбитражный суд Архангельской области, дело №А05-3032/2013 по эпизоду не принятия налоговым органом апелляционной жалобы предпринимателя, подписанной его представителем по доверенности, не удостоверенной нотариально.
Незаконное требование налоговых органов к обязательному нотариальному оформлению доверенностей на уполномоченных представителей налогоплательщиков – индивидуальных предпринимателей приводит к тому, что ими (налоговиками) неправомерно не принимаются к рассмотрению апелляционные жалобы таких налогоплательщиков в вышестоящие налоговые органы, оформленные представителями налогоплательщика на основании доверенностей, выданных таким индивидуальным предпринимателем и удостоверенных их подписью и печатью предпринимателя.
Такие жалобы неправомерно возвращаются налогоплательщику, а будучи лишенным возможности своевременно обжаловать решение налогового органа в апелляционном порядке в вышестоящем налоговом органе, налогоплательщик тем самым незаконно лишается возможности для досудебной защиты своей позиции по результатам завершенной налоговой проверки. Тем самым грубо нарушается неотъемлемое конституционное право налогоплательщика на защиту своих интересов
Но на самом деле положения пункта 3 статьи 29 Налогового кодекса РФ налоговиками трактуется не верно, так как только налогоплательщик – физическое лицо обязан оформлять своим уполномоченным представителям нотариально удостоверенные доверенности, а налогоплательщик – индивидуальный предприниматель на основании положений ГК РФ приравнивается по своему статусу к юридическому лицу и на основании этого может оформлять своим представителям доверенности, удостоверенные его подписью и печатью индивидуального предпринимателя, без обязательного нотариального их удостоверения.
В данном случае действует следующая правовая взаимосвязь:
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 НК РФ налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 29 Налогового кодекса РФ физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами, признается уполномоченным представителем налогоплательщика.
Абзацем 2 пункта 3 статьи 29 Налогового кодекса РФ установлено, что уполномоченный представитель налогоплательщика – физического лица осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Следует обратить внимание, что в вышеуказанной норме (абзац 2 п. 3 ст. 29 НК РФ) речь идет лишь о физических лицах, а налогоплательщик – индивидуальный предприниматель кроме того, что он является физическим лицом, является еще и индивидуальным предпринимателем, зарегистрированным в установленном российским законодательстве порядке, согласно ст. 11 Налогового кодекса РФ. Поэтому ссылка законодателя в пункте 3 статьи 29 НК РФ к положениям гражданского законодательства весьма актуальна.
Во-первых, потому что согласно пункта 3 статьи 23 ГК РФ к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила ГК РФ, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями.
А во-вторых, потому что положения пункта 5 статьи 185 ГК РФ говорят о том, что доверенность от имени юридического лица, а значит правоприменительно, и от имени индивидуального предпринимателя, выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это его учредительными документами, с приложением печати этой организации (в нашем случае за подписью и печатью индивидуального предпринимателя).
Более того, именно такой подход к доверенностям от имени индивидуального предпринимателя в правоприменительной взаимосвязи индивидуальных предпринимателей и юридических лиц четко и однозначно солидаризируется с обновленными положениями п.6 ст.61 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в котором четко указано, что доверенность от имени индивидуального предпринимателя должна быть подписана им и скреплена его печатью, или как один из возможных альтернативных вариантов может быть удостоверена в соответствии с частью 7 настоящей статьи, то есть может быть оформлена нотариально.
Таким образом, доверенность представителя налогоплательщика – индивидуального предпринимателя может быть выдана (оформлена) индивидуальным предпринимателем за его подписью и печатью предпринимателя.
Генеральный директор ООО «Аудиторская фирма "БЭНЦ"» Некрасов Н.В., являющийся на общественных началах председателем Комитета по содействию развития малого и среднего бизнеса при Архангельской торгово-промышленной палате, направил в Торгово-промышленную палату России пояснительную записку с законотворческой инициативой о внесении дополнений в текст п.3 ст.29 НК РФ, дополнив его абзацем следующего содержания:
«Уполномоченный представитель налогоплательщика – физического лица осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Уполномоченный представитель налогоплательщика – индивидуального предпринимателя осуществляет свои полномочия на основании доверенности подписанной индивидуальным предпринимателем и скрепленной его печатью или может быть удостоверена нотариально».
Внесение вышеназванного дополнения в пункт 3 статьи 29 НК РФ позволит и налогоплательщикам и налоговикам четко осознавать и правильно исполнять положения п.3 ст.29 НК РФ о порядке оформления доверенностей как налогоплательщиками – физическими лицами, так и налогоплательщиками – индивидуальными предпринимателями. Без этого дополнения в п.3 ст.29 НК РФ положения этой законодательной нормы зачастую не в полной мере понимаются как налогоплательщиками, так и представителями налоговых органов и вследствие этого нарушаются.
Фото: Фото компании